Моя недавняя поездка в Дели показала несколько вещей по части внешней политики. Прежде всего, вся индийская политика, прежде всего внутренняя, находится в стадии ожидания перемен – что неизбежно, когда обоим лидерам двух крупнейших партий за 80. Следующие парламентские выборы будут в 2014-м году или даже раньше.
Отношения с Китаем и прочими странами ШОС в Дели воспринимают прежде всего как часть афгано-пакистанской политики. Вот тогда стране будет, среди прочего, нужно и членство в ШОС.
Вопрос о приеме в эту организацию Индии был одним из незаметных на поверхностный взгляд, но важных сюжетов недавнего саммита ШОС, состоявшегося в Пекине. Уже накануне саммита было известно, что никаких объявлений на этот счет в Пекине сделано не будет (или будут, но неопределенные). Так и получилось. Тем не менее есть общее понимание, что тянуть больше нельзя, вопрос требует решения. Поэтому на саммите все же прозвучала мысль, что пора "ускорить работу" по приему новых членов.
Источник в российских правительственных структурах определяет ситуацию следующим образом: организация просто не может не проявить взаимность к тем, кто к ней тянется. В случае с Индией – особенно, потому что тогда ШОС изолирует себя от "мира после 2014 года" (когда американцы и НАТО оставят Афганистан разбираться с его проблемами).
Единственная пока проблема в том, что внутри ШОС, говорит источник, есть "разные степени готовности" к расширению организации. Видимо, речь идет прежде всего о Китае, который и раньше чрезмерно опасался Индии в семье ШОС.
Заявка Пакистана на прием в ШОС лежит там с 2005 года. Гордые индийцы такой ситуации для себя не хотят, но твердо заявляют, что подадут заявку, как только станет ясно, что их немедленно примут. Россия активно действует именно в этом направлении – мы хотим видеть Индию в ШОС. Так же настроен Казахстан, Киргизия и Таджикистан (последний связывает с этим свои маневры в пользу скорейшего приема в организацию Ирана, этнически братского государства). Узбекистан благожелательно нейтрален.
Итак, Китай. Не забудем, что ушедший год в ШОС прошел под знаком китайского председательства, и оно оказалось на редкость консервативным и осторожным, хотя, вроде бы, это должен был быть год выработки новой стратегии организации. Что неудивительно, в конце года предстоит смена китайской верховной власти, и маневры чиновников разного ранга в этой связи вполне можно себе представить. Никому не хочется выдвигать идеи слишком яркие и поспешные, которые могут не понравиться новым лидерам страны.
Чего еще, кроме своих внутренних проблем, опасаться Пекину? Есть, конечно, технические, но довольно важные вопросы. Например, с членскими взносами, от которых, что ни говори, зависит и "вес" члена ШОС в принятии решений (даже при принципе консенсуса). Пока что Китай и Россия вкладывают по 24% бюджета. Индия, видимо, будет взносить столько же. Что тогда останется остальным?
И еще – статус страны-основателя ШОС, к которым Индия никак не относится. Что он будет значить после расширения организации – ничего, кроме престижа? В общем, надо снова размышлять над уставом и вести переговоры с Дели.
Далее, снова о консенсусе. Таковой означает право вето каждого члена ШОС на любое решение. Пока что это вето не очень мешало. Что изменит прием Индии?
ШОС имеет свою идеологию во множестве международных сюжетов, это идеология сотрудничества с внешними силами при сохранении политической философии, которую более-менее разделяют все страны-основатели. И, да, речь идет о взглядах на демократию, информационные войны, и многое другое. Согласится ли со всем этим Индия, надо ли ей будет ставить свою подпись под множеством уже принятых документов?
В целом эта ситуация падает на предстоящее (через год) российское председательство в ШОС. И, между прочим, Москва тут с опаской поглядывает на развал, творящийся в Евросоюзе – такого надо избежать. Вообще, ЕС для ШОС служит постоянным примером тех организационных ошибок, которых не стоит повторять. Образцом для ШОС является группировка АСЕАН, но и там в нашу чрезмерно бурную эпоху происходит много неприятного. Например, есть страна, постоянно выбивающаяся из азиатской семьи, это Филиппины, вечный союзник США. Сейчас Филиппины решили спровоцировать конфликт не меньше чем с Китаем, чтобы добиться укрепления своего альянса с Америкой. И надо посмотреть, что после этого будет с АСЕАН. И представить себе, не сыграет ли когда-нибудь в ШОС великая Индия роль маленьких Филиппин.
Итак, ключевое препятствие для приема Индии в ШОС – это Китай. Здесь надо понимать, что о стратегической китайско-индийской вражде говорят в основном те, кто либо не знает ситуацию, либо очень хочет эту вражду усилить. На самом деле отношения между двумя азиатскими гигантами совсем не те, что, например, 10 лет назад. Начиная с того, что Китай стал первым и главным торговым партнером Индии.
И в любом случае надо понимать, что, с ШОС или без, Китай и Индия уже контактируют в главной точке, главном нервическом узле центральноазиатской политики – в Афганистане. Трудно сказать, какими будут там экономические интересы США или Европы после ухода иностранных войск из Афганистана. Здесь все зависит от того, кто придет к власти – талибы или нечто другое. Но очевидная альтернатива западникам – это индийцы, с их удивительно массовой активностью в афганских инвестициях, в создании системы образования и т.д. И китайцы, которые уже вложили миллиарды в горнорудные активы страны, и не только в них.
И, конечно, обеим азиатским державам даже только в экономическом плане не обойтись теперь без расширения отношений с северными соседями Афганистана, то есть – членами ШОС. В любом случае ШОС – единственная уже действующая механика по части дипломатии в этом регионе. Так что в целом Индии там не может не быть.
А что думают индийцы? Моя недавняя поездка в Дели показала несколько вещей по части внешней политики. Прежде всего, вся индийская политика, прежде всего внутренняя, находится в стадии ожидания перемен – что неизбежно, когда обоим лидерам двух крупнейших партий за 80. Следующие парламентские выборы будут в 2014-м году или раньше.
И это неизбежно означает перемены в том числе и во внешней политике – причем весьма непредсказуемые. Пока что в индийских экспертных кругах в основном идет разговор о недопустимом минимализме и робости политики, например, в отношении Ирана, Сирии и множестве прочих сюжетов, непосредственно затрагивающих Индию. Интересна история, как неожиданно для всех в Дели решили не поддерживать правительство Шри Ланки по вопросу о расследовании военных преступлений в недавней войне против тамильских сепаратистов. Оказалось, что это – из-за давления со стороны тамилов, живущих на юге Индии: региональная политика победила внешнюю. Что показало склонность центральных властей к слабости и шатаниям в этой сфере.
Но когда в такой неопределенной атмосфере вызревает консенсус всех политических сил, это значит, что он надолго. В отношении Афганистана и Центральной Азии такой консенсус уже есть. Он состоит в том, что на редкость осторожная и невыразительная политика на этом направлении долго не проживет – ей придется измениться до 2014 года, когда Индию оставят лицом к лицу с новой ситуацией в Афганистане. А отношения с Китаем и прочими странами ШОС в Дели воспринимают прежде всего как часть афгано-пакистанской политики. Вот тогда стране будет, среди прочего, нужно и членство в ШОС.