Тема прошедшей в Москве конференции для непосвященных звучала довольно загадочно: "Перспективы развития нефтегазохимических кластеров в России: опыт стран-членов ШОС". И прежде всего применительно к этим самым кластерам – а что это, собственно, такое?
Так вот, это понятие придумал профессор Гарвардской школы Майкл Портер, один из самых уважаемых авторов концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге "Конкуренция" он определил, что "кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики". Иными словами, когда для реализации какой-то инновационной программы объединяются усилия нескольких предприятий, специализированных в определенном секторе и локализованных географически, для решения стратегических, рассчитанных на 5-10, а то и на более дальнюю перспективу задач.
Сейчас кластерная технология, а скорее – психология господствует в стратегических программах многих государств, озаботившихся своим будущим. Особенно тех, что до сих пор жили в основном за счет собственных нефтегазовых запасов. Конечно, небольшим странам можно еще какое-то время благополучно существовать благодаря ренте за разработку на их территории богатых природных кладовых. Но не великим державам, которые надеются оставаться таковыми и через десять лет, и до конца нынешнего столетия.
О необходимости создания нефтегазохимических кластеров, хотя тогда еще не употреблялся этот термин, у нас говорили еще с начала 90-х годов прошлого века. Но конкретное воплощение этой идеи началось только в прошлом году, когда по поручению премьер-министра России был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров нефтегазохимической промышленности в различных регионах страны – в Татарстане, Башкирии и Нижегородской области. В перспективе они, возможно, возникнут также еще и в Иркутской области, Ставропольском и Приморском краях.
Понятно, что для претворения в жизнь этой амбициозной программы нам необходимо изучить опыт создания подобных кластеров в других странах. С этой целью и была организована нынешняя конференция в Москве. В ее работе участвовали представители министерств, ответственных за выполнение этой задачи, Делового совета и Делового клуба ШОС, общественных организаций, предпринимательских кругов и научно-исследовательских центров из России и других стран шанхайского пространства.
Организаторами конференции, которая прошла в рамках 14-го Международного форума "Высокие технологии XXI века (Инновации на пространстве ШОС)", стали Деловой совет ШОС, Российский фонд развития высоких технологий, департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, Московская торгово-промышленная палата, Институт современного развития, Институт энергетики и финансов, другие государственные и предпринимательские структуры.
Приветствуя участников дискуссии, председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс сообщил, что два года назад ряд научных институтов тщательно изучили возможности и перспективы создания нефтегазохимических кластеров в нашей стране. И пришли к однозначному выводу, что подобный принцип размещения производств позволит минимизировать логистические, производственные, инфраструктурные и иные издержки, организовать кооперацию по всей цепочке от переработки сырья до производства готовой продукции, а в итоге – получить максимальный экономический эффект. Кластерное развитие нефтегазовой промышленности, по мнению ученого, должно стать мощным драйвером экономического роста России, локомотивом движения ее экономики по инновационному пути.
Эту мысль развил в своем выступлении и директор Института энергетики и финансов Владимир Фейгин, который, кстати, был координатором упомянутого Юргенсом комплексного исследования. Известно, что Россия обладает большими запасами углеводородов, сказал он, однако в мире растет конкуренция в этой сфере, которая усугубляется активной разработкой Соединенными Штатами месторождений сланцевого газа. Так что существует опасность возникновения профицита сырья на мировом рынке. Создание кластеров как раз позволит использовать эти излишки на производство конечной продукции, необходимой потребителю. Причем как отечественному, так и зарубежному.
Фейгин подчеркнул, что кластеры – принципиально новый для нашей страны метод организации хозяйствования. Они смогут дать резкий толчок развитию нефте- и газопереработки, которые у нас пока находятся не на высоком уровне. Поэтому надо активно подключать к решению этой задачи и госструктуры, и предпринимательское сообщество, в том числе малый и средний бизнес. Целый ряд стран дает нам хорошие примеры такого подхода к новому делу.
Надо сказать, что и правительство, и ведомства, отвечающие за перспективное планирование отрасли, это прекрасно понимают. Год назад Минэнерго РФ утвердило план развития газо- и нефтехимии на период до 2030 года, которым инициировано создание шести межрегиональных нефтегазохимических кластеров – Западно-Сибирского, Волжского, Каспийского, Северо-Западного, Восточно-Сибирского и Дальневосточного.
Как отметила руководитель корпоративных проектов развития ОАО "СИБУР холдинг" Евгения Пилипенко, один из них – Западно-Сибирский – фактически уже существует. Он объединяет производства на огромной территории, включающей несколько регионов страны, имеющих богатые сырьевые ресурсы, полный цикл их переработки и развитую инфраструктуру. В его работе участвуют многие крупнейшие компании. "Кластерный подход оздоравливает нашу отрасль, которая в данном случае не просто поставляет сырье на внутренний и внешний рынки, а создает из него готовую продукцию - сказала она. – Такой подход значительно повышает ее конкурентоспособность в мире. В то же время мы активно изучаем зарубежный опыт – его использование должно нам помочь сделать западносибирский кластер еще более эффективным".
Об опыте других стран говорили многие участники конференции. Так, коллега Пилипенко по СИБУРу, главный эксперт компании Роман Лорсанов рассказал об истории успеха сингапурского острова Джуронг. Этот искусственный остров был построен на деньги государства, оно же создало там инфраструктуру и пригласило туда предпринимательские структуры с тем, чтобы они организовали на острове нефтегазохимический кластер. В результате за считанные годы Сингапур, совершенно не имеющий свои запасы сырья, теперь стал одним из крупнейших его переработчиков в мире. Государство вложило в дело $8 млрд, а сейчас ежегодная выручка кластера превышает $70 млрд.
Выступивший затем Сергей Лайкин, директор по развитию бизнеса DowChemical в России и СНГ, поделился опытом создания его компанией, крупнейшей в Соединенных Штатах, подобного объединения на территории ФРГ, а генеральный директор ОАО "Трансхимэкспорт" Александр Шаров и президент иранской компании Wozara Co Имад Ашури рассказали собравшимся о том, как были организованы и работают такие цепочки в Иране. Были также приведены аналогичные примеры из практики Саудовской Аравии, Индии, Китая и других стран. Ну а представитель Белоруссии Иван Козел предложил создать российско-белорусский кластер, тем более что его страна является крупной нефтехимической державой – переработка поступающей из России нефти составляет 40% ее ВВП…
Ни для кого не секрет, что высокие экономические показатели, которых Россия добилась за последние годы, огромные золотовалютные запасы, создание стабфондовской копилки – всё это стало возможным благодаря успешному экспорту углеводородов, который даёт половину пополнений бюджета. На них же в значительной степени строятся и долгосрочные программы развития экономики и социальной сферы, которые сейчас выстраиваются на период до 2030 года. Не будет у нас нефтегазового козыря – и все эти достижения и амбициозные планы окажутся под угрозой. Не говоря уже об авансах, которые мы смело раздаём своим зарубежным партнёрам. А потому, как отмечали многие выступавшие на конференции, сейчас жизненно необходимо не просто добывать как можно больше углеводородов, но и организовать в нашей стране полный цикл их переработки – до конечного продукта. И в этом смысле зарубежный опыт для нас бесценен.
В итоговой резолюции конференции ее участники предложили правительствам стран ШОС, в частности, Китая, Индии и Ирана, имеющим опыт создания подобных кластеров, рассмотреть возможность участия национальных предприятий в развитии таких производственных цепочек в России, стимулирования инвестиций в развитие и создание новых нефтегазохимических производств, снижения барьеров для выхода на рынки государств-членов Организации и третьих стран. Именно такие шаги, по общему мнению, позволят России сделать свою хозяйственную систему конкурентоспособной на мировых рынках и решительно шагнуть вперед, к инновационно развивающемуся обществу, ориентированному на самые современные способы организации экономики.