В своем санкционном пакете против России Барак Обама особый акцент сделал на энергетической составляющей "наказаний" нашей страны. Он настоятельно рекомендовал своим партнерам из Евросоюза отказаться от российского газа. А в качестве бонуса американский президент пообещал европейцам упростить процесс поставок природного сланцевого газа из Соединенных Штатов. Как сообщают информационные агентства, переговоры по этому вопросу уже ведутся.
Если бы такое решение поддержали государства Европы, то, понятно, по нашей экономике был бы нанесен серьезный удар. Ведь для российского бюджета – это пятая часть поступлений. И еще несколько цифр. В 2013 году российский газовый монополист "Газпром" доставил в Европу 161,5 млрд кубометров этого сырья. Таким образом, он обеспечил почти треть его потребления в Евросоюзе и Турции. Это абсолютный рекорд за всю историю компании. Другим нашим конкурентам до таких показателей ох как далеко. Так, Норвегия в минувшем году сократила поставки с 121,9 до 115,4 млрд кубометров. На убыль резко пошли и поставки из Ливии, Катара, Алжира и Нигерии.
Старый Свет давно и прочно завязан на российский газ, как, впрочем, и на нефть. И, несмотря на периодически вспыхивающие между нами споры и вполне закономерный торг, Россия как донор энергоресурсов его вполне устраивает. И прежде всего потому, что это партнер давний, стабильный и надежный. Особенно сейчас, после волны революций в арабском мире, которые поставили под вопрос энергоснабжение из этих регионов.
С точки зрения атлантической солидарности Брюсселю, возможно, и хотелось бы поддержать Вашингтон. Не случайно председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил, что вскоре состоится встреча министров экономики стран G7, которая будет посвящена вопросу зависимости Европы от российских энергоресурсов. На санкции в энергетической сфере намекнул и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Однако это не более чем политические декларации. Когда речь заходит о национальных экономических интересах, то пыл заметно убавляется. И на деле, судя по последним сообщениям, европейцы все же не готовы пойти на такой шаг. Да и не хотят этого.
Как заметил постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов, объявленная Обамой "газовая война" нам отнюдь не страшна. "Это даже не политические страшилки, это даже на страшилку не тянет, - сказал он. - Я бы сказал, что это политические фантазии". А председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев подчеркнул, что европейцы не пойдут на "любезное предложение" главы Белого дома из-за дороговизны американского сырья. Поставки газа из США в Европу не выгодны обеим сторонам. "Крупнейшая компания Shell, которая занималась разработкой сланцевого газа в США, вышла с убытками в $2 млрд и официальным заявлением, что это бесперспективное занятие", – отметил депутат…
Три месяца назад, еще до всех событий, связанных с Украиной и Крымом, мне довелось поучаствовать в работе межпарламентской комиссии Россия – Евросоюз по энергетике, очередная сессия которой прошла в Страсбурге. И тогда пока нерешенных вопросов было достаточно. Но все равно в ходе дискуссий, которые состоялись в Европарламенте, все ее участники сошлись во мнении, что и наша страна, и Европа кровно заинтересованы в продолжении и развитии энергосотрудничества.
Так, член Европарламента от Болгарии Владко Панайотов высказал уверенность в том, что "без России у Европы нет будущего", и призвал отделять экономические проблемы от политических. Его коллега из Италии Фабрицио Бертота, член комитета по промышленности, науке и энергетике европейского парламента, заявил: "Мы должны помнить что Россия – надежный партнер и еще - большой рынок, готовый принимать наши товары. К сожалению, европейская бюрократия принимает решения без учета итальянской позиции, и эту ситуацию надо менять. Мы вообще против всего того, что разрушает наше прекрасное сотрудничество с Россией, поскольку оно эффективно и выгодно для Италии".
В кулуарах конференции я взял интервью у члена Европарламента, сопредседателя рабочей группы Россия – Евросоюз по энергетике Белы Ковача и попросил его объяснить, почему до сих пор среди некоторых политических деятелей стран ЕС бытует мнение о том, что поставки энергоносителей из нашей страны нужно ограничить, а то и свести к минимуму. И вот, что он мне ответил: "Говорить о том, что Россия с помощью газовой трубы желает подмять под себя Европу, абсурдно. Логика здесь полностью отсутствует. Такое может сказать только человек, который не знает, как заключается договор с "Газпромом" - краткосрочный, а тем более долгосрочный. В этих документах четко прописываются все условия. Даже если бы Газпром захотел поднять цены на энергоносители, это ему бы не удалось. Следует менять свои представления: Россию и тот же "Газпром" европейцам надо воспринимать как надежного партнера. Да, с ними нужно вести нелегкий диалог, но все равно он приведет к какому-то результату, а вот от этого результата уже отказаться или пересмотреть условия никак не удастся. Иначе вступят в силу санкции, которые прописываются в последних пунктах договоров".
Сегодня озвученный Ковачем аргумент против ограничения поставок российского газа в Европу выглядит особенно убедительно. Если Евросоюз все-таки пойдет на подобный шаг (о полном прекращении поставок, понятно, речи и быть не может), то к нему Москва применит такие серьезные финансовые санкции, что европейцам мало не покажется.
Да и самой Европе, судя по всему, не очень-то хочется ни платить какие бы то ни было штрафы, ни переплачивать за газ, ни оказаться в полной зависимости от американских газовых баронов, чьи интересы столь активно продавливает Барак Обама. По сравнению с партнерскими объятиями "Газпрома" их хватка покажется европейцам настоящей удавкой.
А вот мнение председателя комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева, которое он на днях изложил в статье, написанной для информационного агентства "ИнфоРос": "Не стоит забывать, разумеется, и о прагматичности наших американских коллег. Тезис "ничего личного, а просто бизнес" давно воспринимается как базовый фактор в любых взаимодействиях с ними. Представители администрации США, сославшись на мягкую европейскую зиму, уже предупредили, что любой новый экспорт сжиженного в Европу прибудет не ранее 2015 года. Можно, разумеется, с учетом конкретной политической обстановки, допустить какой-нибудь пропагандистский жест - один, даже несколько танкеров в Европу со сжиженным газом. Но очень нелегко поверить в то, что деловая Америка, погруженная с головой в новую индустриализацию, возьмет на себя энергообеспечение целого промышленного континента. Особо отметим - своего же главного экономического конкурента".
Кстати, те же европейцы это прекрасно понимают. Приведу лишь один из последних примеров, который такое предположение подтверждает. Пару недель назад, уже в разгар украинского кризиса, по приглашению немецких партнеров в Берлин отправилась российская делегация для продолжения консультаций по созданию межпарламентской группы Россия – ФРГ по энергетике, которая скоро уже станет воплощенной реальностью. Немецкий парламент в целом эту идею одобрил. Депутаты Бундестага высказались за продолжение и дальнейшее развитие экономических отношений наших стран, в том числе в области энергетики. Ну а германский крупный бизнес практически целиком стоит на той же точке зрения.
Что же касается последних инициатив Барака Обамы, то надо понимать, что они обращены скорее не к европейским партнерам, а к внутренней аудитории. Не за горами президентские выборы, а у демократов дела совсем плохи. Результаты мартовского опроса, проведенного компанией GfK, свидетельствуют о резком падении рейтинга Обамы. Лишь 39% американцев одобряют деятельность своего президента, тогда как 59% не согласны с его политикой. Причем наибольшую критику вызывает международный курс Белого дома. Число граждан, не одобряющих действия Обамы в отношении других стран, выросло с января сразу на 10 процентных пунктов — до 58%. А это обязывает идти на рискованные, хотя и не до конца продуманные заявления.