Вы думаете, они забыли про катастрофу лайнера "Малайзийских авиалиний"? Это в дни, когда из Амстердама приземляются, одни за другим, останки погибших на этом лайнере (после идентификации), и в аэропорту их встречает премьер-министр? Когда стало ясно, что национальная авиакомпания в итоге потерпела банкротство и потребует правительственного вмешательства?
"Они" – это малайзийцы. Вообще-то перед нами поразительная история, когда страна, чей авиалайнер потерпел 17 июля катастрофу над Донбассом, каким-то загадочным образом выпала из информационного поля стран, коллективно называемых "Западом".
Вы скажете, что вся история с малайзийским "Боингом" выпала вообще отовсюду, и это затянувшееся молчание давно уже наводит на мысль: что скрывают? Вот сейчас нам говорят: окончательный доклад будет опубликован летом 2015-го года, а сейчас будет только предварительный доклад, который не даст ответа на множество вопросов… А вы говорите – Малайзия: не только ей, никому ничего не рассказывают.
Но дело в том, что Малайзия загадочным образом из этой истории была вычеркнута с самого начала. Как бы ни при чем.
А ведь чей лайнер? Малайзийский. И что говорят, думают, чувствуют по этому поводу в самой Малайзии?
Ключевой пострадавший в этой истории с самого начала демонстрировал поведение, которое не назовешь иначе как образцовым: он хочет получить твердые факты, а потом делать выводы.
На борту рейса MH17, как известно, больше всего было голландцев — 193 пассажира, малайзийцев погибло 43, включая команду из 15 человек. А полгода назад тот же национальный авиаперевозчик страны потерял связь с рейсом MH370, который летел в Пекин. Да, ищут его до сих пор — у побережья Австралии. Что произошло, так и непонятно. Там, из 239 человек на борту, малайзийцев было 50. Все вместе — страшный двойной удар для авиакомпании и всей нации.
Не будем писать о национальном горе по этому поводу – и так все ясно. Но вот посмотрим, как сразу же после катастрофы премьер-министр Наджиб Тун Разак внес в парламент единогласно там принятый затем документ.
В нем (и во вступительном обращении премьера) есть такие слова: необходимо полное расследование, чтобы определить, почему упал самолет, был ли он сбит ракетой, кто запустил ее, кто и кому ее поставил, каковы были мотивы этих действий. Была ли это спланированная атака или ошибка. Для всего этого требуются четкие и подробные свидетельства, и только неопровержимые улики будут приняты во внимание.
Заметьте, здесь хочется подписаться под каждым словом.
Ведь посмотрите какая история: буквально с первого дня поднялся вой, сводящийся к тому, что Россия во всем виновата. А одна из двух наиболее пострадавших стран (другая – Нидерланды, конечно) ничего такого не заявляет. А требует фактов.
Сегодня в этой стране уже хорошо понимают, что в нынешнем, украинском, случае твердых фактов о том, что же случилось, вполне может не быть никогда. В точности как нет их и по поводу первого потерянного самолета.
Но это вовсе не означает, что малайзийцы, как мне пришлось читать на днях, вообще не видят разницы между русскими и украинцами и т.д. Это, может быть, раньше так было. А сейчас они все отлично понимают.
Для начала: сам премьер-министр вел телефонные переговоры с тогдашним премьер-министром Донецкой народной республики Александром Бородаем для того, чтобы на контролируемой ополченцами территории экспертов допустили на место катастрофы. И успешно с ним договорился. Более того, договорились они и о том, что регистраторы получает в свои руки именно Малайзия. Далее же эти приборы международная команда инспекторов передала в Фарнборо, Великобритания, для расшифровки – впрочем, эта часть истории известна.
И тут пришли сообщения о том, что в зоне катастрофы, где еще остаются тела погибших, украинская армия и киевские военные формирования начали военные действия, по сути сорвав поисковую операцию…
Они обо всем этом писали очень подробно. Есть, например, известная всем малайзийцам история переводчика их большой делегации на месте катастрофы. Им стал 26-летний детский врач Мухамад Акмал из больницы на Ампанге (часть столицы), который шесть лет учился в России. Он далеко не единственный малайзиец с нашим медицинским образованием. Ахмад не колебался, предлагая свои услуги и отправляясь на далекую и небезопасную Украину…
Далее, заметили в стране заявление коммерческого директора "Малайзийских авиалиний", приглашенного специалиста Хью Данливи, насчет того, что авиакомпании – не разведывательные службы, но на них лежит ответственность за безопасность пассажиров. А раз так, считает он, то после украинской истории нельзя больше полагаться на любые местные власти и их представления о том, что такое безопасные маршруты. Власти эти дали лайнеру MH17 "безопасный коридор", и вот что получилось. Значит, всем авиалиниям мира надо пересмотреть свое отношение к тому, какие коридоры безопасны на самом деле, и решать такие вопросы самим. Что затем и произошло.
Но все-таки - что в стране думают насчет того, кто, возможно, скорее всего виноват?
С первого дня весь настрой общества, весь малайзийский информационный фон расследования украинской катастрофы были подчеркнуто сдержанные и объективные. Сначала антироссийские настроения были, и объясняется это легко. Местные СМИ вынуждены полагаться на информацию международных агентств. А потом, в том числе благодаря позиции властей, и не только их, ситуация изменилась.
И это не только позиция официальных властей. И не только ожидание фактов. Вот в малайзийской газете The Star опубликован материал одного из уважаемых местных юристов Роберта Тана о том, что можно сделать, когда будут факты. Как наказать виновных, согласно международному праву?
Малайзийский юрист размышляет: есть Международный уголовный суд. Но Малайзия и Россия не подписались под учредившим его документом, а Украина принимает юрисдикцию суда только на события периода между 21 ноября 2013-го и 22 февраля 2014 года — то есть на период их "революции" - вот такая интересная история.
Но можно, замечает Тан, вести процесс в обычных судах той или иной страны. Говорят, что в чем-то виновата Россия как государство? Хорошо, тогда, напоминает юрист, суд должен будет доказать, что есть улики насчет того, например, что донецкие сепаратисты запустили ракету по прямой инструкции России именно как государства. Или же если Россия официально примет на себя ответственность за действия последних.
Вот так. Что-то с Запада ничего подобного не было слышно даже тогда, когда еще стоял информационный вой…
Но пойдем дальше. Посмотрим, как изменилось общественное мнение Малайзии после первой шоковой реакции. Ссылаться я буду на информированный источник, близкий к малайзийскому правительству и одновременно к экспертным (техническим) кругам страны.
Так вот, по оценкам этого источника, общественное мнение Малайзии заметно сдвинулось в сторону такой позиции: это заговор, за которым стоят США, но фактов мы никогда не узнаем. И произошел этот сдвиг как раз из-за санкций против России. Они, скажем так, навели многих в Малайзии на разные мысли.
В политических и дипломатических кругах Азии очень даже заметили удивительную поспешность, с которой американская дипломатия чуть не на второй день после крушения самолета отправилась уговаривать азиатов ввести санкции против России. Но в таком случае следовало ожидать, что вот-вот подтянутся факты о том, что Россия в чем-то виновата. А этого не произошло. Более того, мы видим, что оглашение каких-то фактов вообще оттягивается на следующий год.
Тем не менее американские эмиссары и послы США в регионе, как уже сказано, как-то очень поспешно внесли в местную дипломатию подозрительно готовую, сформулированную идею присоединения стран Азии к санкциям против России. Вообще можно заметить, что когда негодяи выступают с ложными обвинениями, их подводит излишнее усердие. Слишком спешат, и обвинений получается вдобавок слишком много.
Не забудем, что речь шла о странах, в той или иной степени зависимых от США. И все же результат: символические санкции со стороны Японии (и демонстративное нежелание японцев двигаться дальше). Со стороны Китая – ну, тут все понятно, хотя и там американцы попробовали, как ни странно (наверное, для очистки совести). Южная Корея – отказ, Малайзия, чей самолет сбит – отказ, даже Филиппины, союзник США в их "сдерживании" Китая – тоже отказ. Относительно проамериканский Сингапур – отказ.
Эта история – не из публичной сферы, это из разговоров дипломатов разных стран Азии между собой. И по итогам таких разговоров есть вывод, этакий негромкий азиатский консенсус: санкции были заготовлены заранее и давно, нужен был повод. С поводом пошло что-то не так, и нынешняя неторопливость голландских экспертов – лишнее тому доказательство.
Далее, зачем американцам нужна была поддержка азиатов. Здесь вердикт такой: им надо было попытаться избежать впечатления от собственной изоляции. В мире 192 государства, не считая непризнанных. Сколько из них спешили вводить против России санкции? А все те же 20-30. Запад. О закате влияния которого только и говорят, и особенно в Азии. Поэтому было нужно по крайней мере попытаться превратить изолированное западное меньшинство в иллюзию большинства. И не вышло.
Но пока мы говорили о политических, информированных кругах. А как насчет широкой публики? Оценка моего собеседника: ни в какой мыслимой ситуации она не будет обвинять Россию в какой-либо форме причастности к катастрофе лайнера, просто потому, что это абсурдно.
В этих "неинформированных" кругах поселилась идея того, что дело вообще не в Украине, дело в американском заговоре против не любящей американцев Малайзии. Ведь погибло, повторю, уже два самолета, о первом – ни слуху, ни духу (ищут у берегов Австралии), со вторым – тоже сложности и загадки.
Здесь все дело в Палестине, точнее – в только что закончившейся операции Израиля в секторе Газа, по итогам которой антиамериканизм малайзийцев резко вырос. И кстати, они бойкотируют, да попросту громят "Макдоналдсы". Первым делом в бедах палестинцев обвиняют США. И украинскую историю с самолетом воспринимают под соответствующим углом: заговор. Заговор США против Малайзии.
Уточняющие вопросы к моему собеседнику: а малайзийские китайцы, то есть немусульмане? А сторонники оппозиционной партии Пакатан Ракьят, которая еще несколько лет назад считалась "прозападной" и организовывала против власти абсолютно "болотные" выступления? Ответ: никакой разницы. Относительно самолета и санкций все думают примерно одинаково.
Можно долго морщить нос по поводу диких азиатских "теорий заговора". Но, в конце концов, человек выращивает фрукты или ловит рыбу где-нибудь в штате Келантан или Саравак, газет не читает… А вот как вам "просвещенный" европеец? Посмотрим на его логику: малайзийский самолет сбит ракетой то ли с земли, то ли с самолета. Если это ракета с земли, то запустили ее то ли украинские ВВС, то ли повстанцы (а есть еще прозападные полувоенные формирования). Если повстанцы, то или ракету они захватили у западников, или ее любезно предоставила Россия. Фактов же нет, и почему-то никто не спешит их публиковать. Но виновата все равно заранее и в любом случае Россия, против нее надо вводить санкции, и неважно, что думают в самой Малайзии и прочих странах мира.
У кого лучше с логикой – у европейцев или рыбаков с Саравака?