В последние годы западные страны постсоветского пространства – Украина, Молдавия и в меньшей степени Белоруссия – стали объектом в своеобразном геополитическом "перетягивании каната" между ЕС и Россией. Какую интеграцию выбрать? Можно выбрать членство в Таможенном союзе и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), которое сразу же предлагает Россия. А можно избрать туманную перспективу "евроинтеграции", конечной точкой которой якобы является членство в Евросоюзе, - как известно, большего Брюссель как столица ЕС пока не предлагает.
В принципе, конкуренция между экономическими блоками за новых членов и рынки сбыта – явление нормальное, если ведется оно демократическими методами. Что плохого в выборе? Но в том-то и беда, что в последнее время Евросоюз все чаще одобряет недемократические, а то и прямо насильственные методы своих лоббистов в западных странах постсоветского Содружества независимых государств, которые сам же ЕС объявил зоной своего "восточного партнерства".
Последний пример – решение Конституционного суда Молдавии, который не просто постановил, что "закон о ратификации Соглашения об ассоциации между Молдавией и ЕС является конституционным". Суд еще постановил, что "любая другая ориентация априори является незаконной".
Очень интересно получается: в самом ЕС "евроскептиков" пруд пруди, они даже признаются фаворитами недавних выборов в Европарламент (скептически относящиеся к ЕС британская Партия независимости Соединенного Королевства и французский Национальный фронт расширили свое представительство). А вот в еще не вступившей в ЕС Молдавии сомневаться в роскошной европейской перспективе – уже неконституционно и даже незаконно.
Возмущение такой трактовкой европейских ценностей уже выразил министр иностранных дел Сергей Лавров, отметивший на своей открытой лекции 20 октября, что Москва считает "вопиющим" это решение Конституционного суда Молдавии. Ведь его следствием теоретически должен стать запрет политических движений, выступающих против ориентации на ЕС – в том числе, видимо, и обратившейся с запросом в КС Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Владимира Воронина. Итак, Россия протестует, а вот ЕС почему-то – нет.
Почему? Да потому что решение Конституционного суда Молдавии вполне укладывается в логику политики Евросоюза в Молдавии и на Украине, смысл которой в следующем: любое противодействие "евроинтеграции" Украины или Молдовы на условиях ЕС – недемократично, незаконно и даже преступно, а местные лояльные к ЕС власти (будь то Конституционный суд Молдавии или украинская армия в Донецкой и Луганской областях) – эти власти имеют право применять любое насилие во имя "евроинтеграции".
Постепенно вырисовывается и формула, по которой реализуется это самое "восточное партнерство". Сначала производится государственный переворот (в случае Украины это был захват администрации президента и Верховной Рады боевиками Майдана в феврале 2014 года, в случае Молдавии – погром в здании парламента, устроенный якобы "спонтанно организовавшимися" молодыми протестующими в 2009 году). Потом, в условиях силового доминирования путчистов, проводятся выборы, в которых побеждают "евроинтеграторы" (в Молдове эти выборы прошли в 2009 году, на Украине они пройдут в конце октября – в атмосфере гражданской войны и запрета на "пророссийскую агитацию", не оставляющей никаких сомнений в победе прозападных сил). Затем "евроинтеграторы" закрепляют выбранный ими курс очередными законами и судебными решениями, фактически ставящими оппонирование прозападному курсу вне закона. Пример такого судебного решения мы и видим в недавнем вердикте КС Молдовы. Нет почти никаких сомнений, что подобные решения будут приняты и на Украине (фактический запрет компартии Украины и ликвидация парламентской фракции КПУ говорят сами за себя).
При этом любую попытку оппонирования евроинтеграции внутри Украины или Молдовы, а также любые протесты России лидеры ЕС блокируют при помощи экономических санкций и угроз конфискации личного имущества. Так было, когда при попытках Януковича разблокировать органы государственной власти в январе 2014 года со стороны ЕС последовали угрозы введения "личных санкций" на участников очистки площади – президента, министров, депутатов Рады.
Те же методы применяются и в отношении России. Напомним, что условием снятия экономических санкций ЕС против России канцлер ФРГ Ангела Меркель объявила обеспечение Москвой на востоке Украины "свободных выборов под наблюдением ОБСЕ, причем согласие на эти выборы должно дать центральное правительство в Киеве". Та же позиция была повторена Меркель и после ее миланской встречи с президентом Путиным. При этом она подчеркнула, что выборы в Донецке и Луганске должны "согласовываться с украинским законом".
Интересно, как согласовывался с украинским законом фактический государственный переворот в феврале 2014 года? И как можно назвать демократическими выборы в "единой Украине", на которых не представлены два многолетних фаворита Юго-Востока Украины – Партия регионов и компартия? На самом деле выражение "законные выборы" в переводе с языка брюссельских, берлинских и лондонских бюрократов означает одно: это выборы, на которых побеждают самые ярые "евроинтеграторы".
Еще события 2009 года в Молдавии должны были заставить российское руководство по-новому взглянуть на Евросоюз – увидеть в нем никакого не посредника и даже не "пешку в руках США", а активную антироссийскую силу, проводящую "цветные революции" и "смену режимов" хоть и не по всему миру, но в близи границ России с не меньшей наглостью, чем Вашингтон. Этих выводов сделано, по всей видимости, не было: Россия надеялась на компромисс с ЕС, хотя весь предыдущий опыт указывал на его маловероятность.
Теперь, будем надеяться, ошибка не повторится: за беззаконие Майдана зимой 2014 года жителям "русского мира" пришлось заплатить кровью летом того же года. Заявление министра Лаврова позволяет надеяться: смотреть сквозь пальцы на беззаконие Россия не будет.