Россия и Турция намерены наращивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество, которому не может помешать проводимая Западом политика антироссийских санкций. Это - квинтэссенция недавнего визита президента Владимира Путина в Анкару, в центре которого были переговоры с главой Турецкой Республики Реджепом Эрдоганом.
Если говорить об интересах России, то реализация масштабных совместных проектов, договоренности о которых подписаны в Анкаре, фактически сведет к нулю отрицательное воздействие санкционной атаки Запада на российскую экономику.
Важнейшее место в переговорах, проходивших в обстановке полного взаимопонимания, заняла газовая тема. Владимир Путин заявил, что Россия не будет в создавшихся условиях продолжать строительство "Южного потока" из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии по этому проекту, а перенаправит свои энергоресурсы на другие рынки.
Сооружение трубопровода "Южный поток", предназначенного для перекачки более 10% потребляемого Европой газа по дну Черного моря, было начато в 2012 году. Сейчас оно заморожено из-за того, что Болгария оказалась ненадежным партнером. Несмотря на обещания способствовать строительству трубопровода, который исключительно выгоден стране (ежегодные доходы болгарской казны от транзита составили бы не менее 400 млн евро), София, поддавшись стадному чувству "евросолидарности", не дает разрешения на использование берегов и акватории страны.
Что ж, если Болгария не способна вести себя как суверенное государство, отстаивать национальные интересы, - пусть платит за это потерей серьезной собственной выгоды. Только оценят ли в Евросоюзе эти болгарские жертвы? Вряд ли. Их примут как должное, как дань, которую должны платить послушные холопы своим господам.
Да и сам Евросоюз многое теряет, отторгая "Южный поток". Но что делать, и ЕС - тоже холоп своих заокеанских хозяев!
Вместо "Южного потока" теперь планируется построить газопровод по другому маршруту: по черноморскому дну - до Турции. Длина участка с выходом на турецкий берег короче, чем предусматривал проект с выходом на болгарский берег. А это – существенная экономия. Эксперты уже подсчитали, что она составит 3 млрд. евро. Таким образом потери "Газпрома", который уже вложил свои деньги в строительство "Южного потока", будут нивелированы. В выигрыше теперь окажется и Турция: получая по новой трубе российский газ с запасом, она сможет не только полностью обеспечить свои потребности в нем, но и стать страной-транзитером газа для Европы.
Россия, как заявил, Владимир Путин, готова не только расширить "Голубой поток" - газопровод длиной 1213 километров, соединяющий российский и турецкий берега, но и построить еще одну трубопроводную систему, чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики. Более того, предполагается создать на турецкой территории, близ границ с Грецией, мощный газовый хаб (емкостью 50 млрд. кубометров) для южноевропейских потребителей. Создание этого газового распределительного узла позволит решить проблему с поставками газа в Грецию и далее - в Европу, минуя Украину. Главы "Газпрома" и турецкой компании "Боташ" подписали в Анкаре, в присутствии Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода.
Свидетельством добрых отношений Москвы и Анкары стало согласие России с 1 января наступающего 2015 года понизить для турецких потребителей цены на голубое топливо на 6% . "Мы готовы снижать эти цены и дальше, по мере реализации наших совместных крупных проектов", – подчеркнул Владимир Путин.
Российско-турецкое сотрудничество не ограничивается прокладкой стальных труб по дну Черного моря. Есть и другие интересные проекты, наиболее масштабный из которых - строительство на территории Турции атомной электростанции "Аккую". Российские специалисты уже завершили изыскания, и в марте следующего года "Росатом" предполагает начать работы по сооружению этой АЭС.
Проект, как сказал Владимир Путин, уникален в том смысле, что впервые реализуется по принципу "плати – владей – эксплуатируй". Иными словами, российская компания будет собственником этой АЭС, которая потребует большой объем инвестиций – $20 млрд. Москва хочет не просто построить в Турции АЭС, но помочь стране создать новую отрасль - энергоатомную. Современную, с обеспечением полной безопасности, предоставлением высокоэффективных технологий "постфукусимского" периода.
В ходе переговоров Путина и Эрдогана подчеркивалось взаимное желание расширять сотрудничество между двумя странами в самых разных областях – в сфере высоких технологий, в машиностроении, металлурги, легкой индустрии. Есть заинтересованность в создании совместных предприятий в сфере транспорта, строительства, инфраструктуры.
Турецкие фирмы более 20 лет успешно работают на российском строительном рынке. Только в реализации проекта по подготовке Олимпийских Игр в Сочи турецкие компании освоили общий объем строительных работ на сумму свыше $3 млрд. Предполагается, что опыт турецких компаний будет использован и при строительстве спортивных сооружений в процессе подготовки к чемпионату мира по футболу-2018, который пройдет в России.
Турция - один из ведущих торговых партнеров России. Но крепнут не только в торгово-экономические связи, но культурно-гуманитарное сотрудничество, развиваются связи в области туризма.
Важное место в переговорах Путина и Эрдогана заняла крымская тема. Президент Турции подчеркнул, что поддерживает действия России в отношении жителей полуострова. По его словам, крымские татары ("наши братья", как сказал Эрдоган) сейчас имеют права, которых у них раньше не было, в частности, крымскотатарский язык получил статус государственного. "Россия думает о благе не одного человека или группы людей, а обо всем народе, это очень важно, и мы поддерживаем такую позицию", - сказал Реджеп Эрдоган.
Конечно, переговоры не были абсолютно гладкими. Они выявили и ряд расхождений во внешнеполитических оценках, в частности, по отношению к Сирии и правительству Башара Асада, но и здесь стороны согласились, в том, что нельзя допускать хаоса в этой стране.
Визит Владимира Путин в Турцию, переговоры, которые он провел с ее руководством, достигнутые важные договоренности стали еще одним свидетельством того, что попытки США и их западных союзников изолировать Россию неэффективны. Турция - член НАТО, однако во внешней политике она твердо проявляет суверенный дух и не намерена слепо следовать курсу союзников по альянсу. У Турции есть свои собственные национальные интересы, свои приоритеты, и один из них – развитие и углубление добрососедских отношений с Россией.