ШОС готова использовать ООН для борьбы с нарколибералами. На предстоящей в 2016 году спецсесии ГА ООН, посвященной борьбе с наркотиками, сойдутся две полярные точки зрения на эту про проблему. С одной стороны, это позиция государств-членов ШОС, выступающих за сохранение действующего международного режима борьбы с наркотиками. С другой – идеи нарколибералов из США и Западной Европы, выступающих за легализацию ряда наркотических средств и, в целом - за изменение стратегии борьбы с этой серьезнейшей проблемой современной цивилизации. Об этом заявил 21 апреля председатель Федеральной службы по контролю за наркотиками (СКН) России Виктор Иванов в ходе совещания руководителей ведомств по борьбе с наркоугрозой государств Шанхайской организации сотрудничества.
ШОС против нарколибералов
"Нашу озабоченность вызывает нарастающая популярность идеи либерализации действующего международного режима контроля за незаконным оборотом наркотиков", - заявил Виктор Иванов на совещании в Москве, где присутствовали представители антинаркотических ведомств Казахстана, Киргизии, Китая, России, Узбекистана и Таджикистана.
По его словам, сейчас речь идет о легализации "легких" наркотиков, к примеру, каннабиса, что уже сделано в Нидерландах, отдельных штатах США, Уругвае и некоторыхдругих странах Латинской Америки. Однако так называемый "гибкий" подход к международным и национальным правовым нормам в кратчайшие сроки повлечет за собой декриминализацию (вывод за рамки преступления) любых видов наркотических и психотропных веществ", - подчеркнул глава ФСКН.
В свою очередь Россия выступает за ужесточение борьбы с незаконным оборотом наркотиков в рамках, установленных тремя антинаркотическими конвенциями ООН. "При этом акценты ставятся не на обеспечении безболезненного существования наркозависимых, а на праве человека жить в свободном от наркотиков окружении", - отметил Иванов.
По его словам, "специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков, намеченная на 2016 год, вероятно, станет местом первого серьезного открытого противостояния двух концептуально различных подходов к противодействию незаконному обороту наркотиков: традиционного и нарколиберального". Принятые ею решения могут на длительный временной период определить международные стратегические подходы к борьбе с наркотиками.
Иванов сообщил, что в ходе намеченного на 8-10 июля саммита ШОС в Уфе предполагается принять отдельный документ по этому вопросу, адресованный ООН, с единой позицией в поддержку инициативы ликвидации наркопроизводства, альтернативного развития наркопроизводящих государств и укрепления традиционного режима контроля за наркотиками. В этом контексте руководитель ФСКН России особое внимание уделил проблеме афганского наркопроизводства и наркотрафика.
Выживание Афганистана связано с ШОС
Как подчеркнул Виктор Иванов, эту проблему можно решить на основе "утверждения Афганистана полноправным членом ШОС". Это позволит полностью включить его в экономическую зону шосовского пространства, а "наиболее эффективным способом радикального решения проблемы незаконного оборота наркотиков будет пресечение наркопроизводства одновременно с реализацией комплексных проектов альтернативного экономического развития Афганистана". В настоящее время Афганистан имеет в ШОС статус страны-наблюдателя.
Руководитель российского антинаркотического ведомства пояснил, что в условиях непрерывного нарастания производства наркотиков в Афганистане, все усилия государств-членов ШОС по санированию наркоситуации не дают требуемого результата.
Более того, на фоне завершения в Афганистане Миссии НАТО и США прослеживается намерение покидающих эту страну государств переложить обязанности по поддержанию стабильности и обеспечению безопасности в Центральной Азии на региональные государства, в том числе на Россию и международные организации, в первую очередь, ШОС и ОДКБ. Не приемлет Россия и позицию США, в соответствии с которой Вашингтон отказывается брать на себя задачу ликвидации афганского наркотрафика.
В случае негативного развития ситуации это заведомо снизит имиджевые и репутационные риски западных государств и не нанесет тем самым ущерба их политическим позициям на международной арене. Афганистан же и граничащие с ним страны вынуждены будут столкнуться с множеством проблем, которые за последнее десятилетие лишь усугублялись. И среди них, как подчеркнул Иванов, "степенью своей опасности выделяется незаконный оборот наркотиков".
С другой стороны, "государства-члены ШОС объективно заинтересованы, во-первых, в обеспечении региональной безопасности, а во-вторых, в приобретении Афганистаном роли устойчивого и суверенного государства, способного эффективно решать свои внутренние проблемы, в том числе противодействовать производству наркотических веществ", отметил глава ФСКН.
Наркотики и "цветные революции"
Новые виды курительных смесей, т.н. "спайсов" могут использоваться для организации "цветных революций", заявил также Виктор Иванов, призвав страны ШОС усилить контроль за появляющимися на наркорынке новыми веществами.
Как отметил глава ФСКН, в прошлом году Россия столкнулась с феноменом, когда известный синтетический наркотик был пополнен новым радикалом фторсодержащей группы, и наркотическое вещество приобрело качество боевого отравляющего вещества, что вызвало эпидемию смертей. "По нашим данным, над этим работают определенные научные центры для использования такого рода веществ в "цветных революциях", - сообщил Иванов.
В целом же российские наркополицейские наблюдают лавинообразный рост новых психоактивных веществ, которые не включены в международные списки подконтрольных препаратов. В этом году в России принят закон, позволяющий ФСКН временно приостанавливать оборот появляющихся новых психоактивных веществ, что повысило эффективность противодействия этой проблеме. Тем не менее, необходима координация усилий ШОС в этой сфере, подчеркнул глава российского антинаркотического ведомства.