В Ираке продолжаются уличные протесты с вооруженными столкновениями между различными политическими течениями и с силами правопорядка. За два месяца непрекращающихся выступлений погибли уже более 400 человек. Протестующие требуют суда над коррупционерами, внеочередных парламентских выборов, назначения компетентного правительства, решения неотложных задач в экономической и социальной сфере.
1 декабря подал в отставку премьер-министр Ирака Адель Абдул Махди. Формально он продолжает руководить кабинетом. По иракскому законодательству парламент должен избрать нового премьер-министра не позднее, чем через 15 дней после отставки прежнего. Законодатели ведут интенсивные консультации по приемлемой кандидатуре главы исполнительной власти. Однако фактический вакуум власти способен затянуть Ирак в воронку нестабильности, чреват не только опасным обострением внутриполитического кризиса, но и усилением террористической угрозы. Ведь на территорию Ирака из Сирии потянулись недобитые формирования террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена на территории РФ). Уже зафиксированы столкновения банд ИГ с подразделениями регулярной армии и Сил народного ополчения «Хашд аш-Шааби».
Духовный лидер шиитов Ирака аятолла ас-Систани призвал законодателей выбрать компромиссную кандидатуру и произвести назначение без какого-либо иностранного вмешательства. А о том, что это вмешательство существует, уже никто и не сомневается.
У нынешних иракских беспорядков, безусловно, немало внутренних причин. Это проблемы, копившиеся годами и не находившие решения. Однако, все больше появляется подтверждений тому, что в этот костер весьма профессионально подбрасывают поленья иностранные силы, заинтересованные в дестабилизации в этой ближневосточной стране. Для некоторых из них дружественные и партнерские отношения Ирака с Ираном как кость в горле. Поэтому они прилагают немало усилий, чтобы свести к минимуму иранское присутствие в Иракской Республике, а в более глобальном плане - помешать Ирану также строить отношения с Сирией и Ливаном, близкими ему культурно и религиозно странами, как и Ирак.
Так, например, американская газета The New York Times рассказала о наращивании Ираном своего военного присутствия в Ираке. По данным газеты, Пентагон отследил, как Тегеран тайно перебрасывает на территорию Ирака баллистические ракеты малой дальности, вовлекая, таким образом, Багдад в свои «коварные» планы.
В этом же контексте министерство финансов США объявило 6 декабря о введении санкции в отношении трех видных лидеров ополчения «Хашд аш-Шааби», близких к Ирану, обвинив их в участии в подавлении протестов в течение последних двух месяцев. И это несмотря на то, что сами лидеры и их подразделения, сражаясь в одних рядах с регулярными вооруженными силами, сыграли важную роль в уничтожении террористов ИГ в Ираке и категорически отвергают обвинения в том, что участвовали в подавлении протестов последних двух месяцев.
Не брезгуют американцы и прямым шантажом. Как сообщил глава Иракского центра развития СМИ Аднан аль-Сирадж телеканалу al-Jazeera, Вашингтон предупредил Ирак, что поможет ему выйти из нынешнего кризиса только в том случае, если Багдад свернет свои связи с Тегераном.
Ряд иракских законодателей открыто говорят о попытках Вашингтона диктовать свои условия. «США пытаются вмешаться в процесс формирования нового правительства, потому что они хотят, чтобы режим двигался в русле планов Вашингтона», - цитирует багдадский информационный портал al-Youm депутата парламента от Движения «Фатх» Карима аль-Аливи. Обвиняя США в попытках влиять на мнение законодателей, депутат от коалиции «Саирун» Набиль аль-Тарафи заявил: «Формирование правительства является национальным вопросом и не нуждается в иностранном вмешательстве».
«Под шумок» беспорядков США безостановочно перебрасывают оружие и военную технику на базу Айн аль-Асад в западной иракской провинции Анбар. Причем иракское правительство не ставится в известность ни о самом факте доставки оружия, ни о его типе, ни о его количестве. По данным «Хашд а-Шааби», только в сентябре нынешнего года США отправили военный конвой на Айн аль-Асад из 108 грузовиков с военной техникой. При поддержке ВВС США колонна проследовала в Ирак с запада через границу с Иорданией, сообщало агентство Fars.
В ход идут и современные методы идеологической войны с применением телекоммуникационных технологий. Так, например, по данным иранского агентства Fars, за последние годы Саудовская Аравия в сотрудничестве с ОАЭ запустила немало радио- и телеканалов, вещающих на иракскую аудиторию с целью посеять раздор между иракскими партиями и племенами, с одной стороны, и иракским правительством, с другой. «Анализ показал, что 79% хэштегов в Twitter о протестах в Ираке происходили с территории Саудовской Аравии и лишь 6% - собственно с территории Ирака», - констатирует Fars.
Пользуясь моментом острого политического кризиса в Багдаде, ряд иностранных государств продолжают провоцировать дальнейшую дезинтеграцию страны, подогревая сепаратистские настроения в иракской курдской автономии, которая и без того едва удерживается в составе Иракской Республики.
1 декабря высокопоставленная делегация Иракского Курдистана во главе с президентом автономии Нечирваном Барзани и премьер-министром Масруром Барзани посетила Абу-Даби, где встретилась с наследным принцем ОАЭ, заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ Мухаммедом
бен Заидом Аль Нахайяном, а также вице-президентом и премьер-министром ОАЭ Мухаммедом бен-Рашидом Аль Мактумом. В столице Объединенных Арабских Эмиратов произошла встреча курдских руководителей и с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом . А спустя всего пару дней, сообщает иранское агентство Fars, 3 самолета под флагом ОАЭ с оружием на борту приземлились в Иракском Курдистане. Поставки этого оружия происходили без ведома центрального правительства в Багдаде. Можно предположить, что это оружие предназначено для будущей регулярной курдской армии, формированием которой сейчас озаботились курдские лидеры.
В настоящее время они приступили к объединению курдских бойцов «пешмерга» общей численностью 240 тысяч в Национальную курдскую армию с подчинением ее центральным властям автономии. Пока что «пешмерга» делятся на два крупнейших формирования, получающих команды от двух правящих партий: Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК). «Силы «пешмерга» должны быть свободны от политического влияния и оставаться нейтральными во время партийных споров», - заявил в ноябре Нечирван Барзани. Но тут же добавил: «Регион Курдистана нуждается в вооруженных национальных силах, обладающих современной дисциплиной и принципами».
«Пешмерга», хорошо обученные воины, прошедшие школу войны в террористами ИГ, давно представляют собой прообраз регулярных курдских вооруженных сил. Но совпадение по времени процесса объединения» «пешмерга» с кризисом в Багдаде наталкивают на мысль, что Эрбиль подталкивают извне к этому процессу. Так, силы коалиции во главе с США, которые оказывают финансовую поддержку «пешмерга», заявили, что прекратят «вливания», если курдские бойцы не объединятся под единым командованием. Те, кто «стимулирует» процесс формирования Национальной курдской армии, не могут не понимать, что это может стать критическим шагом к отделению Иракского Курдистана от Ирака.
Российская Федерация неизменно выступает за сохранение суверенитета, независимости и территориальной целостности Ирака, за обеспечения внутренней стабильности и безопасности, которые имеют ключевое значение для всего ближневосточного региона. Об этом 3 декабря заявил Постоянный представитель В.А. Небензя, выступая на заседании Совета Безопасности ООН. Российский дипломат отметил в этой связи важность национального и межнационального диалога для восстановления взаимопонимания между Багдадом и Эрбилем.
Небензя также выразил обеспокоенность России «возможным негативным воздействием на внутриполитическое положение в Ираке в результате искусственно нагнетаемой обстановки вокруг Ирана». «Попытки втянуть страну в региональную конфронтацию дестабилизируют внутрииракскую атмосферу. Ирак имеет право строить и развивать нормальные отношения с соседями. И никто не вправе эти отношения подрывать», подчеркнул Постоянный представитель РФ при ООН.