Год назад экс-глава британского МИД и бывший мэр Лондона, один из главных евроскептиков страны Борис Джонсон открыл перед собой двери резиденции на Даунинг-стрит 10, заняв пост премьер-министра Соединенного Королевства. Сразу подчеркнем, что главой кабинета он стал не в результате всеобщих парламентских выборов, а благодаря голосованию внутри правящей Консервативной партии, в которой назрел кризис из-за планов Великобритании выйти из состава Евросоюза (Brexit). Джонсон убедительно победил в гонке за лидерство в партии и автоматически стал новым главой кабинета, сменив на этом посту Терезу Мэй.
За триста лет существования в Британии должности премьер-министра – она появилась 4 апреля 1721 года – Борис Джонсон стал 77-м по счету главой кабинета. При этом страна получила одного из самых необычных премьеров в своей истории. Александр Борис де Пфеффел Джонсон (полное имя премьера) – сын бывшего депутата Европарламента и писателя Стэнли Джонсона – родился в Нью-Йорке и, как следствие, имел американский паспорт, от которого, заняв пост главы МИД Британии, отказался. Как и полагается для людей его круга, Борис Джонсон получил прекрасное образование – он окончил престижный Итонский колледж и Оксфордский университет. Именно со времен Итона одноклассники стали звать Джонсона не Алексом, а Борисом, и впоследствии его первое имя вовсе забылось.
Но не своим образованием прославился нынешний британский премьер: в первую очередь Джонсон известен своей экстравагантностью и непредсказуемостью поступков, что в какой-то мере способствовало его сближению с американским президентом Дональдом Трампом.
Став в конце июля прошлого года у штурвала «британского корабля». Борис Джонсон столкнулся с массой проблем внутри страны, поскольку парламент по-прежнему не хотел одобрять тот план по Brexit, который предлагало правительство. Чтобы приструнить депутатов, требующих отсрочки выхода из ЕС, премьер-министр убедил королеву Елизавету II распустить Палату общин парламента и провести досрочные выборы в стране. 12 декабря 2019 года возглавляемая им Консервативная партия одержала сокрушительную победу на этих выборах, увеличив свое представительство почти на 50 мест. Тем самым, у Джонсона оказались развязанные руки, и он взял резкий курс на осуществление планов по Brexit.
Спустя полгода настойчивый Борис Джонсон добился своей главной цели – 31 января 2020 года Соединенное Королевство вышло из состава ЕС. Правда, особо отпраздновать это событие времени не было – примерно в то же время в Великобритании был зарегистрирован первый случай коронавируса. Вскоре страна столкнулась с беспрецедентным кризисом, в результате которого COVID-19 заразились более 300 тыс. жителей Британских островов, из которых, к сожалению, на сегодня почти 46 тыс. скончались. Поначалу Джонсон относится к проблеме не слишком серьезно и пропускал заседания чрезвычайного правительственного комитета по пандемии, за что подвергался критике со всех сторон. Однако долго критиковать премьера за такую позицию не пришлось. В конце марта он сам заразился коронавирусом, и болезнь протекала тяжело. По его словам, в реанимации он даже примирился с мыслью о собственной смерти, и лишь благодаря усилиям врачей, для британского премьера все закончилось хорошо. После этого Джонсон изменил свое отношение к пандемии и предпринял ряд мер, которые помогли борьбе с COVID-19.
Что касается Brexit, то в настоящее время Британия находится в стадии переходного периода, который закончится 31 декабря текущего года. Однако договоренности о том, как будет выглядеть сотрудничество Лондона и Брюсселя после этого срока, пока не достигнуты, и Британию ждут тяжелые переговоры. Вместе с тем, правительство Джонсона жестко заявило, что продлевать переходный период не будет, и страна в любом случае, даже без соглашения с ЕС, выйдет из его состава.
Однако коранавирусом и Brexit беды премьера Джонсона и его команды не закончились. Британия, как и другие западные страны, столкнулась с новой проблемой, пришедшей из США, – движением Black Lives Matter («Жизнь черных имеет значение»), стремящимся пересмотреть отношения к историческим деятелям, известным своими расистскими взглядами. Джонсон, заметим, выступил с резкой критикой движения, пообещав жестко наказывать всех вандалов. Особенно рьяно премьер защищал памятник «величайшему британцу в истории» Уинстону Черчиллю, которого он очень почитает и старается быть похожим на него.
Необходимо отметить, что первый год премьерства Джонсона отметился и изменениями во внешней политике. Лондон, к примеру, поддержал Вашингтон в «крестовом походе» против Пекина. При Джонсоне были приняты знаковые решения о запрете для китайской компании Huawei к развертыванию сетей 5G на территории Великобритании и о предоставлении жителям Гонконга возможности получить британское подданство.
В личной жизни у британского премьера этот год был не менее насыщенным. 1 марта 55-летний Борис Джонсон и его 31-летняя подруга Кэрри Саймондс объявили о помолвке. В конце марта «дама сердца» родила британскому лидеру его третьего сына. Ожидается, что пара узаконит свои отношения до конца этого лета, хотя точная дата торжества пока не называлась. Кстати, это будет первая свадьба главы правительства Великобритании на своем посту за почти три столетия.
Здесь стоит отметить, что за год премьерства Борис Джонсон, ранее многими не воспринимавшийся как серьезный политик, доказал, что главой кабинета он стал всерьез и, похоже, надолго. Он больше не позволяет себе слишком резких и необдуманных высказываний: даже сейчас, в разгар очередного скандала вокруг России, обвиненной британскими властями в опубликованном на прошлой неделе докладе в якобы попытке «вмешаться в демократические процессы страны», в частности в выборы 2019 года, Джонсон держится с ранее несвойственной ему сдержанностью и корректностью.
В заключение отметим, что впереди у Джонсона – трудные времена. Его кабинету предстоит преодолевать экономические последствия от пандемии, коронавируса, вести сложные переговоры с ЕС об условиях будущего сосуществования, определять самостоятельную жизнь Великобритании вне Союза и завоевывать место страны на международной арене. Собственно говоря, все то, благодаря чему Борис Джонсон, если успешно решит эти проблемы, и войдет в историю в качестве премьер-министра Соединенного Королевства. В противном случае – он станет «проходным» главой кабинета и его скоро забудут, как это случилось, к примеру, с его предшественницей – Терезой Мэй…