Марина Харькова, журналист, Донецк
Впервые в этом году во всех донецких школах на линейке кроме гимна ДНР прозвучал гимн России. На флагштоках официально были установлены сразу два флага – России и ДНР. Дети охотно и с гордостью исполняли российский гимн. Раньше на торжественных мероприятиях акцент делался на республиканскую символику. Запрета на российский триколор не было, но школы вывешивали его по своей инициативе. Теперь такая инициатива полностью поддержана и одобрена официально.
В донецких республиках пошли в школы дети 2014-2015 года рождения, которые родились во время войны на Донбассе и не знают, что такое мир. Они до сих пор живут под обстрелами, слышат разрывы снарядов и мин, видели ранения и смерть своих родственников и друзей. Учитель Владимир Аниканов перед уроками отметил: «Все наши донецкие дети знают, что идет война, гибнут люди, предупреждены о минах и гранатах. Но они все равно дети, смеются, играют. Обидно, что они вынуждены жить в войне, что на классном часе по безопасности я, кроме правил поведения на дороге или при пожаре, демонстрирую плакаты с видами гранат, мин, снарядов и объясняю, почему их нельзя трогать. Рассказываю, как вести себя при обстрелах и бомбежках».
Только в Донецкой республике таких детей - четырнадцать с половиной тысяч. Они в войне - с самого рождения. 1 сентября 2021 года первый звонок прозвучал в 502 школах Донецкой Народной Республики. В столице ДНР, Донецке, 145 школ приняли свыше 53 тысяч учащихся, в том числе, пять с половиной тысяч первоклашек. А в Луганске, столице соседней Луганской народной республики, сели за парты школ, гимназий, кадетского казачьего корпуса и учебно-воспитательных комплексов более 25 тысяч учеников.
С началом нового учебного года детей и родителей поздравил министр образования и науки ДНР Михаил Кушаков. Он рассказал, что 1 сентября к занятиям приступили более 220 тысяч студентов и школьников. В школах ДНР будут не только учить, но и воспитывать. В программе появились новые предметы, а сама учебная программа полностью унифицирована с российской – это касается всех предметов обучения, их внедрения в классах и количества часов на вычитку. Этот процесс начался еще в 2015 году, когда донецкие школы впервые получили российские учебники. Но в этом году темпы интеграции ускорились, что связано и с общим политическим курсом, и с массовым получением российского гражданства. Теперь у донецких школ, вузов и техникумов главная повестка – получение государственной аккредитации России. Пока за семь лет государственную аккредитацию в России прошли только донецкая гимназия и макеевский лицей. Это позволило школьникам сдавать ЕГЭ в стенах этих учреждений, без выезда на территорию Российской Федерации. В новом учебном году число донецких школ с аккредитацией РФ планируется увеличить до десяти. «Основная наша задача - это полная интеграция учреждений республики в российское научное образовательное пространство», заявил Кушаков.
Что касается донецких вузов, то пока шесть из них официально готовят своих студентов по российским федеральным государственным образовательным стандартам, а выпускники получают российские дипломы. Другим вузам и колледжам еще предстоит получить аккредитацию. Вопросы синхронизации республиканских образовательных программ с российскими решаются поэтапно. Принятие и внедрение учебных программ как раз и позволит учебным заведениям быстрее проходить аккредитацию и адаптироваться в новые стандарты. Таким образом, адаптация образования ДНР в российское пространство станет окончательной и бесповоротной.
Особенно показателен этот процесс, если ориентироваться на содержание гуманитарных дисциплин, таких как русский язык и литература и история. Именно они важны для осознания общности и единого русского ментального кода. С нового учебного года в школах ДНР увеличится количество часов на изучение русского языка. Школьники начнут глубоко изучать российскую историю и современную историю Донбасса, в республике уже издали учебники по истории края для 5-11 классов. Чтобы понимать происходящие события и их взаимосвязь, чтобы сохранить память о подвиге во времена Великой Отечественной войны и нынешней войны против украинских неонацистов, такие учебники необходимы и имеют особую ценность. «Есть ратные подвиги наших героев, которые своей жизнью доказали право нашей республики на свое существование и развитие. Мы всегда говорим о наших военных, которые сложили головы. Ведь у нас учатся дети, родители которых защищали и погибали за нашу республику. Все это является звеньями воспитательного процесса наших школьников», правильно отметил министр Михаил Кушаков. Кроме того, все дисциплины будут преподаваться по тем же учебникам, что и в России, а делопроизводство в школах уже ведется по российскому образцу.
Также в рамках «Года русской культуры» проводятся специальные уроки-вернисажи «Наши таланты для тебя, Россия. Славься, Донбасс!», где детям рассказывают о неразрывной связи России и Донбасса, жизни и деятельности выдающихся уроженцев и жителей Донбасса, имена которых известны всему миру, Сергея Прокофьева, Иосифа Кобзона, Архипа Куинджи, Леонида Быкова, Нонны Мордюковой, Георгия Седова, Владимира Даля и многих других. В этом году первоклассники получили в подарок "Азбуку Донбасса". В ней есть страница, что Родина – это Россия. Первый урок был посвящен дружбе с Россией, единству Донбасса и русской культуры.
В новом учебном году в школах республики на русский язык и литературу сделан особый упор. Дополнительно введён предмет «Родной язык». Он пришел из российской системы образования. Как известно, в России статус официальных имеют 37 языков - русский, бурятский, татарский, чеченский, коми и другие. Чтобы не нарушались права детей в языковом вопросе, российские школьники в обязательном порядке изучают русский язык и свой родной, в зависимости от национальности. Теперь и в ДНР сложится такая практика, ведь Донбасс многонационален. В Донецкой Народной Республике проживают люди 138 национальностей. Самыми многочисленными являются русские, по проведенным опросам к ним относится 85,6 % населения, затем украинцы, белорусы, армяне, греки, татары, другие. Поэтому родной язык будет определяться, исходя из запроса. Сейчас предмет «Родной язык и литература» - это дополнительные часы изучения русского, что логично, учитывая этнический состав республики.
Военная агрессия Украины привела к тому, что массовый запрос на изучение украинского языка в ДНР отсутствует, его не изучают даже в качестве факультатива. Если кто-то из родителей планирует уехать и продолжить обучение детей на Украине, то решает проблему по дополнительным занятиям с репетиторами в частном порядке. Украинский язык в донецких республиках не запрещен и никак законодательно не ограничен. Им просто некому и негде пользоваться. А специфический южный говор, суржик, украинским диалектом никогда и не считался, потому что в его основе – русская речь с минимальным вкраплением украинизмов и своеобразным произношением. При этом на суржике говорят, в основном, жители сельской местности. Недаром украинские филологи называют суржик идейным антагонистом украинского языка.
Принятая в ДНР образовательная программа, в которой учтены и сбалансированы права и интересы ребенка, резко контрастирует с тем, что происходит в соседней Украине, где год назад законодательно принудили все русскоязычные школы перейти на украинский язык. В украинском законе о полном среднем образовании принята самая жесткая модель для русских и русскоговорящих. Наряду с изучением украинского, преподавать на русском можно в начальной школе, но с 5 класса не менее 80% учебного времени уделяется вычитке предметов только на государственном украинском языке. Фактически, дети лишены выбора и получения образования на русском языке. Все учебники истории переписаны в националистическом ключе с одиозными трактовками исторических событий. Введена специальная должность языкового инспектора, который следит за неукоснительным соблюдением правил. Украинец с говорящей фамилией Тарас Кремень, он же «языковой омбудсмен», однозначно объяснил, в чем смысл репрессий: «Только выполнение положений языкового закона обеспечат получение нового украинского образования". На самом деле, за этими формулировками стоит угнетение русского языка и деградация всей системы украинского образования.
Между тем, социальный запрос на образование на русском языке на Украине высокий. В прошлом учебном году на одну русскоязычную школу приходилось 2250 учеников. Этот показатель средней загруженности в 8 раз выше, чем в украиноязычных школах, где в среднем учатся 276 человек. В итоге школы ищут пути обхода запретов. Накануне нового учебного года возник первый прецедент в школе города Черновцы. Там в программу изучения ввели русский язык как второй иностранный язык после массового запроса родителей. Действующее законодательство не запрещает изучение русского как второго иностранного. Первым иностранным в школе считается английский. В предыдущем учебном году на Украине из 4 миллионов школьников 92% обучались на украинском языке и только 6,9% обучались на русском языке. Тотальный запрет на получение образования на любом языке, кроме украинского, привел к дискриминации около 400 тысяч детей – представителей национальных меньшинств. Это, прежде всего, русские, потом венгры, поляки, румыны, другие национальности. Украинский мир оказался жестоким и беспощадным к тем, кто не желает насильно украинизироваться.
В донецких республиках уважают языковое и национальное разнообразие, и эти принципы закладываются с самого детства. Примером выбрана Россия, где не только развивается культурное пространство каждого народа, но и выстроена надежная система социальной поддержки. По инициативе президента с начала августа в России стартовали единовременные выплаты на каждого ребенка-школьника в размере 10 тысяч рублей к новому учебному году. Жители донецких республик с российскими паспортами тоже могут подключиться к этой программе после подачи заявки через центр Госуслуг. У некоторых граждан эта выплата была одобрена. Другим пока отказывают из-за отсутствия регистрации на территории России. Однако все возникающие сложности или бюрократические рогатки нельзя сравнить с тем, что происходит на Украине.
Ни дети, ни взрослые на Донбассе никогда не забудут, как их уничтожали только за то, что они посмели сказать «Мы - русские!» и сохранить верность России. Поэтому российские флаг и гимн для дончан – не просто символы. Это долгожданный знак сопричастности к своей большой Родине.