Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
То, что происходит сегодня в Евросоюзе, видно всем, и обсуждать это можно долго. Тем не менее, есть в процессе европейского развития последних десятилетий реперная точка, с которой можно начать отсчет того процесса евроинтеграции, который со временем вырос в тот самый ЕС.
Вспомним, как 65 лет назад – весной 1957 года на просторах Западной Европы было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В Париже подписали совместное соглашение, и вошли в состав ЕЭС Западная Германия (ФРГ), Италия, Франция и три страны Бенилюкса – Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Тот день можно назвать рождением «объединенной Европы».
Потом год за годом к этому объединению ЕЭС присоединялись другие страны Старого Света, и в начале 1990-х их стало 12-ть, а уж после крушения социалистической системы и развала СССР все её бывшие участники бросились в учрежденный в 1992-м году Евросоюз. Занятно, что на флаге Евросоюза до сих пор только 12 звезд, каждая из которых олицетворяет страну-основателя из Западной Европы. А «новеньким» из Европы Восточной даже по звездочке не досталось. И подобная символика может обернуться дурным предзнаменованием, коли, не ровен час, ЕС станет рассыпаться от внутренних проблем, а в результате в его составе останутся далеко не все из сегодняшних 27 стран-участниц. То, что такое не невероятно, можно судить по стремительному расставанию с ЕС Великобритании, которая придумала и реализовала Brexit. Так что, шуточки относительно того, что «на всех звездочек не хватает», могут из стеба превратиться в реальность.
Тем не менее, сейчас, в 65-ую годовщину начала процесса объединения Европы в единый организм с единой политикой, экономикой, рынком труда, свободой передвижения без границ и общей финансовой системой, основанной на валюте «евро» (правда, не все члены ЕС решились отказаться от национальных валют), можно не то, чтобы подвести кое-какие итоги, а посмотреть, как выглядит сегодня это объединение на полуострове Евразии.
Да-да, именно так «полуостровом Евразии» назвал Европу один французский философ лет этак 10 назад. И мне сей термин очень пришелся по душе – они и живут у себя там, словно на полуострове, загнанные в угол огромной Евразии, и периодически огрызаясь на всех соседей по той простой причине, что полуостров этот беден природными ископаемыми и ресурсами, как церковная мышь. Отсюда – колониальные европейские захваты и грабеж более слабых стран в былые века. Впрочем, эта гнусная традиция сейчас перебита самим ходом мирового развития, когда такие бывшие европейские колонии, как Индия, Индонезия или Бразилия, стали ведущими экономиками мира, и им теперь глубоко фиолетово и судьба, и будущее бывших метрополий. Те, конечно, оставили после себя европейские языки, что плюс. Но, грабанули свои колонизированные территории так, что там во сне видят, как эти метрополии будут погружаться в свой собственный, родной до боли кризис.
И вот, сегодня, сны подобного рода материализуются в жесткую реальность. Европа пришла на грань своего былого мирового первенства и стоит перед пропастью кризиса. С одной стороны, за её спиной «друзья англосаксы», подталкивающие евросчастливцев к обрыву, а с другой, масса стран, бывших колоний, которые не верят своему счастью – в то, что сны сбываются.
Даже этой «картинки с выставки» было бы вполне достаточно, чтобы отказаться от празднований 65-летнего юбилея – и его-таки застенчиво не вспоминали, но добавим к ней ещё несколько штрихов, чтобы стало более рельефным то положение, куда попала Европа на рубеже 2020-х годов. Она получила в результате трех десятилетий неторопливого, сытого и сонного развития – и никто не ожидал таких его плодов – как довольно неприглядную своего нынешнего существования, так и уж совсем печальные перспективы. Злые языки скажут, что «бумеранг вернулся», что «ничто на Земле не проходит бесследно» или «не одно деяние не оказывается безнаказанным». И это будет правильно – карма вернулась к тем, чьи предки огнем и мечом подчиняли Азию, Африку и Южную Америку, кто регулярно ходил военные походами на Россию. И теперь в этих местах, на этих континентах нет никакого сочувствия или сопереживания тому, как высоколобые европейцы сами себя загнали в тупик, из которого один выход – превратится в XXI веке в слаборазвитую часть мира. Ну, как можно говорить об «историческом лидерстве», если они там скоро мыться перестанут, как и в Средние века.
Так что, назовем несколько провальных частей общеевропейской политики, которые проявляются к 65-й годовщине начала того пути, что завел их в нынешний тупик.
Политическая система показала свою неэффективность в условиях кризиса. Европейскую бюрократию, сидящую в Брюсселе, никто не выбирает. Всех этих еврокомиссаров назначают, а, значит, уровень их ответственности равен нулю. В ведущих государствах Евросоюза у власти представители тех новых элит, для которых информация приходит из Tik-Tok’a, а низкий уровень знаний демонстрируют на пресс-конференциях слабо образованные министры иностранных дел Германии и Великобритании. Фигур масштаба Черчилля, Де Голля, Тэтчер, Коля не видно от слова совсем – европейские дела вершат люди, которых в прежние времена не подпустили бы даже к должности какого-нибудь замминистра. При этом произошла трансформация формулы «политика есть концентрированное выражение экономики». Ничего подобного сейчас не наблюдается – наоборот, политики активно давят на крупный бизнес, и в ответ не принимают его требований и озабоченностей. Причина – не производственный бизнес приносит сейчас деньги, а печатный станок. Вот и рулят там финансисты. А малообразованные политики нужны, чтобы финансистам не мешали рулить.
И, в результате, когда перед Европой встал вопрос регулирования экономики в условиях жесткого кризиса, когда сама Европа дружно размахнулась на «адские санкции» против России – так размахнулась, что получила отскок от этих же санкций по собственной голове, в ЕС не нашлось политиков, которые бы остановили эту самоубийственную для Европы «экономическую войну против России». Они даже не поняли – в силу отсутствия навыков действий в условиях кризиса, что каждая новая санкция опускает уровень собственной экономической безопасности Европы до критического. Им не нужны русские газ и уголь? Хорошо, но как они будут обеспечивать энергией свое население и промышленность? Ясно, что уровень понимания именно финансистов, которые правят бал, таков, будто «электричество берется из розетки». И это не стеб, а констатация происходящего и оценка уровня принимаемых там решений.
Более того, они умудрились наворочать такие санкции, что их собственный аграрный сектор останется без удобрений уже в этом году. Европа получает удобрения, прежде всего, из Росси и Белоруссии, а теперь получать не будет. И какой в итоге взойдет там урожай? Они же даже столь примитивную двухходовку просчитать не могут.
Как оказалось, Россия, чей вклад в мировую экономику оценивался до последнего времени в максимум в 3 процента, на деле владеет такими ресурсами, без которых евросчастье становится недостижимым. Но, поскольку в Евросоюзе ведущую роль играют бесталанные и безответственные персонажи, почитающие себя любимых «самыми умными», то за будущее этой конструкции скоро не будут давать и ломаного гроша. Вот, как угодно можно относиться к англичанам, но им – их мозговым центрам и блестящим аналитикам – нельзя отказать в том, как Лондон точно просчитал: в какой момент надо сматываться с этого «евроТитаника». Brexit состоялся ровно за несколько недель до вспышки COVID-19 в начале 2020 года. То есть, именно в канун тех исторических событий, куда оказалась втянутой континентальная Европа. И, знаете, такое впечатление, что лидером ЕС сейчас стал развернувший бурную деятельность Борис Джонсон, хоть он и является премьер-министром той страны, что в ЕС уже не входит. Но с ним советуются, к нему прислушиваются многочисленные европейские «умники», которые сами провалились, как политики и управленцы.
Теперь у самой Европы и у её, если хотите, «исторических элит», есть только одна возможность не свалится в разверзшуюся перед ногами бездну – менять во власти, пока не поздно, тех любителей Tik-Tok’а, которые довели Старый Свет до нынешнего трагического состояния. Мыться они, понимаешь, будут теперь редко, чтобы газ сэкономить…