- Захарова: появление НАТО на Украине будет равноценно вступлению в войну против России
- Медведев: удары западными ракетами по РФ можно будет расценивать как нападение НАТО
- Песков прокомментировал сообщения о финской базе дронов-разведчиков у границ РФ
- Лавров отметил, что НАТО планирует "оборонительные бои" в тысячах миль от своих границ
Юрий Веселов, военный обозреватель
25 июня 2022 года в Санкт-Петербурге президенты России Владимир Путин и Белоруссии Александр Лукашенко обсудили перспективы развития двустороннего экономического сотрудничества и взаимодействия в укреплении безопасности Союзного государства в ответ на возрастающую угрозу развязывания Западом регионального вооруженного конфликта. По оценке российского руководства, ЕС и НАТО создают коалицию стран для борьбы с Россией.
Белорусский лидер высказал опасения по поводу возросшего количества учений Североатлантического альянса с привлечением носителей ядерного оружия в непосредственной близости от границы Союзного государства. Александр Лукашенко предложил Владимиру Путину изучить возможность «зеркального ответа без перебора» на действия НАТО. В частности, «приспособить» стоящие на вооружении ВВС Беларуси тяжелые истребители Су-30СМ к использованию ядерных боеприпасов.
Сразу скажем, что «инициатива» белорусского президента относительно переформатирования истребителей в носители ядерного оружия, носит чисто пропагандистский характер.
В 2020 году в России прошли успешные испытания Су-30СМ2 в качестве платформы для запуска гиперзвуковой ракеты Х-32 (5,4 маха) «воздух-поверхность» на дальность до 1000 км. Самолетов этих типов нет у белорусов. Да они, по большому счету, и не нужны Минску. И вообще Москва не пойдет на передачу своих специальных боеприпасов другой стороне или их размещение за пределами государства. Даже несмотря на то, что обновленная Конституция Белоруссии позволяет это делать в целях обеспечения безопасности Союзного государства России и Белоруссии.
В ответ президент Владимир Путин согласился с ранее высказанными Александром Лукашенко просьбами о передаче ВС Белоруссии оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер», который будет поставлен белорусам через несколько месяцев. Следует предполагать, что на боевое дежурство первоначально будут поставлены несколько дивизионов.
По мнению военных специалистов, ОТРК «Искандер» представляет собой самое опасное оружие ВС РФ, потому что его ракеты имеют очень низкий барьер ядерного применения. То есть боевая часть без особых усилий может быть заменена с обычной на атомную. Кроме того, ракеты обладают огромными возможностями по преодолению ПРО или ПВО противника и в случае массированного применения по аэродромам, центрам управления и другим целям могут наносить огромный ущерб на дальности до 500 км.
Полностью исключен вариант поставки белорусам спецбоеприпасов, так как Россия остается верной Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Также исключена вероятность дислокации в Белоруссии российской воинской части (бригады) или соединения (дивизии) ОТРК «Искандер» с ракетами в ядерном снаряжении. Это крайне нецелесообразно из-за наличия на вооружении армии России гиперзвуковых ракет различных типов и классов, запуск которых может производиться из глубины страны.
А вот оказать Белоруссии помощь в усовершенствовании устаревшего к настоящему времени авиационного парка штурмовиков Су-25 – это, можно сказать, обязательное дело для российского ВПК. Эти самолеты прошли боевые испытания в Сирии и после многоплановой модернизации остаются грозным оружием для любого противника.
Прозвучавшую на переговорах тему тактического ядерного оружия накануне запланированной на конец июня сессии НАТО на высшем уровне в Мадриде следует рассматривать в качестве предупреждения об ответной реакции России на возможное размещение американского тактического оружия и его носителей в Польше или странах Балтии. Варшава неоднократно выступала с подобной идеей, заявляя о желании иметь на польской территории оружие массового поражения.
США и другие ведущие страны НАТО официально заявляют и пока придерживаются заверений о том, что не имеют планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов (восточноевропейских государств). Но ведь это только слова, верить которым нельзя. Вашингтон и Брюссель на рубеже 21 века клятвенно уверяли Москву о намерениях не продвигать НАТО на восток, «миролюбивой» политике блока и прочее, прочее. Что из этого вышло, известно.
Разговор двух президентов в Санкт-Петербурге – предупреждение о пагубности возможного изменения устава НАТО в части, касающейся приема в него новых членов. Нет, тема Украины в этом ракурсе исключена: коллективный Запад уже поставил жирную точку о невозможности принятия Киева в ЕС и НАТО. Речь будет вестись о том, каким образом обойти «упертость» Турции в вопросе приема Финляндии и Швеции.
Реджеп Эрдоган выдвинул десять условий, которые должны выполнить руководители данных скандинавских государств, после чего Анкара даст согласие на их прием в Североатлантический альянс. Скандинавы уже заявили о неприемлемости выполнения турецких требований. Попытки Вашингтона сломить сопротивление Анкары пока не дают положительного результата, хотя в ход идут не только методы замасливания, но и угрозы различного характера. Нет, Турция не выйдет из НАТО в случае ужесточения против нее американских экономических и финансовых санкций. Эрдоган может попросту запретить американцам использование авиабазы Инджирлик и выгнать их со всем их военным хозяйством, насчитывающим, по оценочным данным, примерно 100 атомных авиационных бомб.
Президент РФ Владимир Путин в беседе со своим белорусским коллегой напомнил, что на территории шести европейских стран НАТО на хранении находятся 200 тактических ядерных боеприпасов, которые могут доставляться к целям 257 сертифицированными самолетами-носителями. При этом он подчеркнул, что Россия не располагает за рубежом военными базами с оружием массового поражения.
А еще лидеры двух стран косвенно подтвердили имеющуюся информацию об активной деятельности, в первую очередь, США и Британии по созданию внутри НАТО нового альянса стран для борьбы против России. О чем сказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в Баку 24 июня 2022 года.