Владимир Блинков, экономический обозреватель
Период 2010-х годов называют десятилетием Германии. Ее экономика за эти годы выросла почти на четверть. Социальная модель, базирующаяся на тесных связях между профсоюзами и работодателями, поддержала экономический рост. Реформы в сфере труда, проведенные Герхардом Шредером, в совокупности с ростом спроса на ее промышленные товары со стороны Китая и бумом на развивающихся рынках, позволили создать 7 млн рабочих мест. Результаты поражали специалистов, которые опубликовывали исследования с названиями типа «Почему у немцев это получается лучше».
Но сейчас экономика Германии сталкивается с рядом проблем, и, судя по всему, в 2020-е годы ее динамика будет иной. Первая из них обусловлена разрывом экономических отношений Германии с Россией. В 2022-м, после того как Берлин вместе с другими странами Европы ввёл в отношении Москвы 11 пакетов санкций, ситуация в ее экономике резко ухудшилась. Под ограничения подпало 49% экспорта из Европы в Россию - примерно на 43,9 млрд евро в год и 58% поставок из РФ в ЕС на 91,2 млрд евро. В частности, ЕС ввёл эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из РФ морем, а также запретил своим компаниям перевозить российское сырьё танкерами в другие регионы мира по цене сверх определённого лимита. В дополнение к этому Германия остановила прокачку российской нефти по трубопроводу «Дружба». Прокачка газа по трубопроводу Ямал - Европа была полностью остановлена из-за ограничений со стороны Польши, а Украина вдвое сократила транзит топлива из РФ в ЕС через свою территорию. Транспортировка газа по системе «Северных потоков» стала невозможной в результате теракта.
По промышленности Германии это нанесло значимый удар. Немецкие компании были интегрированы с Газпромом и участвовали в проектах по добыче в России. В итоге Берлин получал газ дешевле своих соседей по ЕС. Теперь же немцы этого лишились, и бизнес не видит выхода из ситуации. Промышленность Германии и население получили нестабильные цены на тот же газ из-за погодных или геополитических факторов, а заменить выпадающие объёмы сырья в энергобалансе особо нечем. Удорожание энергоресурсов по цепочке привело к увеличению стоимости целого ряда других товаров и услуг. Энергоемкие производства до сих пор не могут восстановиться после прошлогоднего спада производства, часть из них закрыта.
В результате годовая инфляция впервые за полвека поднялась выше 10%. И хотя ее темпы сейчас снизились до 6,2%, показатель всё ещё остаётся выше, чем до введения антироссийских санкций (4,9%).
Пока проблема энергообеспечения не решена, промышленные компании находятся в «подвешенном состоянии» и многие из них начинают планировать перенос производств на более «дешевые» территории. Так, химические компании, включая BASF и Lanxess, уже реструктурировали операции в Германии, закрыв неэффективные производственные мощности. Их примеру могут последовать и другие энергоемкие компании, такие как производители керамики, стекла или бумаги. Недавно правительство Германии было вынуждено согласиться выплатить 2 млрд евро ThyssenKrupp, крупнейшему производителю стали в Германии, чтобы только сохранить работу сталелитейных заводов.
В ситуации с резким ростом затрат германская экономика оказалась под тройным ударом: ее промышленность стала уязвима к иностранной конкуренции и геополитическим рискам; стране предстоит пройти сложный путь для достижения нулевого уровня выбросов; а на рынке труда преобладает возрастное население.
В частности, все более значимую угрозу для германской промышленности, прежде всего для автопроизводителей, представляют китайские конкуренты. В условиях перехода на электромобили известные немецкие бренды BMW, Mercedes, Porsche, Volkswagen сталкиваются с усилением конкуренции китайских производителей как на мировом, так и на внутреннем рынках. Так, в прошлом году Китай продал за рубежом 2,7 млн автомобилей по сравнению с менее 400 тыс. 8 лет назад. Из них 40% составляли электрические или гибридные автомобили. Усиливается их присутствие и на немецком рынке. Например, немецкая компания по прокату автомобилей Sixt недавно заказала 100 тыс. автомобилей у китайского автопроизводителя BYD. В итоге отрасль, одна из основ промышленности, рискует потерять конкурентные позиции на основных рынках.
Еще одной проблемой для германской экономики является переход к нулевым выбросам. Первоначальный план, принятый в начале 2010-х, предполагал замену атомной и угольной энергетики возобновляемыми источниками и дешевым российским газом. Сейчас ни то, ни другое не представляется возможным. Российского газа нет, а производство необходимой зеленой энергии является сложной и дорогостоящей задачей. Сейчас страна из пионера в области возобновляемых источников энергии превратилась в аутсайдера: ежегодные выбросы углекислого газа достигли 9 т на человека - на 50% выше, чем во Франции, Италии или Испании. Даже если целевые показатели по водороду будут достигнуты, к 2030 г. он покроет лишь 30-50% внутреннего спроса.
К этим проблемам прибавляется то, что в перспективе снизится трудовая активность населения Германии. Поскольку беби-бум в стране после Второй мировой войны был отложен из-за голода, разрушений и переселения людей, как раз сейчас наблюдается значительное увеличение числа работников, которые вскоре выйдут на пенсию.
Указанные опасения подтверждает статистика. Как показал отчет управления статистики, опубликованный 25 августа, немецкая экономика застряла между стагнацией и рецессией. Неутешительные данные за второй квартал позволяют сделать вывод о ждущем Германию продолжительном периоде «вялой экономической активности». По мнению экспертов издания Bloomberg, Германия может стать единственной из крупных развитых экономик, в которой по результатам 2023 г. будет наблюдаться спад. Причем топтание немецкой экономики на месте угрожает привести к стагнации и экономику всей еврозоны.
Немецкое правительство оказалось плохо подготовленным к этим вызовам. Из трех партий, входящих в коалиционное правительство, фактически только СвДП поддерживает бизнес. Так, свободные демократы предлагают потратить 30 млрд евро (0.7% ВВП) на субсидирование электроэнергии для промышленного использования и финансирование экологичного строительства и социального жилья, а также снизить налоги и стимулировать частный сектор к инвестированию. Две другие партии коалиции – социал-демократы, возглавляемые канцлером Олафом Шольцем и «зеленые», руководимые Анналеной Бербок, сконцентрированы на поддержке Украины до победного конца и любой ценой.
Поэтому неудивительно, что немцы недовольны правительством. Больше всего их беспокоит то, что прославленная немецкая экономическая модель и государственная власть, похоже, не способны обеспечить экономический рост и качество государственных услуг, к которым привыкли немцы.