Марина Харькова, журналист, Донецк
Конфликт между Польшей и Украиной продолжает разгораться. А новости с границы, где польские фермеры блокируют украинские фуры с зерном, уже напоминают военные сводки, только с экономического фронта. В акциях протеста участвует сотни поляков и их число растет. Они полностью перекрыли пункты пропуска на границе с Украиной, а также транспортные узлы и подъездные пути к перевалочным железнодорожным станциям и морским портам. Возле пограничных пунктов горят костры, установлены электрогенераторы и биотуалеты. Это говорит о том, что фермеры готовы препятствовать ввозу украинского зерна долго и упорно.
Сейчас заблокировано шесть пунктов пропуска. Наиболее критическая ситуация сложилась на КПП «Ягодин – Дорогуск», где полностью перекрыто грузовое движение. Поляки высыпают металлолом и ставят заграждения на железнодорожных путях, препятствуя доставке грузов. На КПП «Рава Русская - Гребенное» протестующие разбросали на трассах гвозди, а потом вскрыли грузовики «болгарками» и высыпали ввезенное зерно из фур и вагонов. На станции Котомеж в Куявско-Поморском воеводстве из восьми вагонов высыпали на землю 160 тонн кукурузы. Украинским фурам бьют стекла и прокалывают колеса, известны и случаи рукоприкладства против украинских водителей, пытающихся снести или объехать фермерские кордоны
Забастовки польских аграриев становятся все масштабнее и начали создавать очереди на КПП соседних стран. По словам представителя украинской госпогранслужбы Андрея Демченко, к утру 3 марта около 565 грузовиков застряли в очереди в ожидании проезда в сторону Словакии. На территории Венгрии застряли около 1,3 тыс. грузовиков, еще около 300 грузовиков - на территории Румынии. Протестующие польские фермеры стали перекрывать границу не только с Украиной, но и с Германией и Литвой. В Варшаве проходили массовые митинги протеста против ввоза в страну украинской агропродукции, на них собиралось до 30 тысяч человек. К аграриям присоединялись автоперевозчики и все сочувствующие. Кроме этого, акции протеста прошли и во Франции, других странах ЕС.
С конца февраля и в первые дни марта польские фермеры перешли к еще более решительным и болезненным действиям против Киева. На этой неделе протестующие перекрыли движение уже и транспорта, перевозящего военную технику для ВСУ. В СМИ появились фотографии с застрявшими на границе фурами с боеприпасами для украинской артиллерии. До этого была заблокирована фура с грузовиками для ВСУ. Один из украинских волонтеров пожаловался, что не мог проехать границу три дня. Другие волонтёры заявили, что на Украину не могут проехать тысячи грузовых автомобилей с топливом, дронами, тепловизорами и другим критическим импортом, срочно необходимом на фронте. Украинский президент Зеленский гневно заявил о давно вышедшем за пределы «экономики и морали» противостоянии на границе Польши. Администрация Зеленского разозлена, что Варшава не предприняла никаких мер, чтобы повлиять на ситуацию у границы. Киев рассчитывал на разгон участников акций, но польские власти пассивно отнеслись к ситуации и не выдвинули никаких обвинений протестующим. Также Киев потребовал компенсации убытков, но и это было проигнорировано.
Противостояние Польши и Украины по поводу экспорта агропродукции длится почти полгода – с прошлой осени и напряжение в польско-украинских отношениях усиливается. В феврале Владимир Зеленский предложил польскому премьеру Дональду Туску провести встречу на границе и решить проблемные вопросы. Туск предложение отверг, заявив, что встреча нужна, но содержательная и техническая, а не символическая вроде встречи на границе двух стран. Тем не менее, украинская делегация все равно прибыла на границу и в гордом одиночестве простояла там в ожидании польских политиков, которые так и не приехали. В украинском обществе посмеялись над этим и назвали произошедшее «никому не нужной показухой». Затем премьер-министр Украины Денис Шмыгаль вышел с инициативой принять вместе с Варшавой «План взаимопонимания». В нем Киев предложил Варшаве вместе обратиться к Брюсселю, чтобы запретить ввоз в ЕС продукцию российского агропрома. Также украинские власти предложили создать трехсторонний штаб Украина – Польша - ЕС, который должен заняться решением торговых проблем в оперативном порядке. В итоге и это предложение пока не имеет развития.
Заблокированная польская граница вызвала вал обвинений от украинской власти. Эмоциональный накал начал зашкаливать. Из-за этого была отменена встреча во время проведения Генассамблеи ООН президентов двух стран - Анджея Дуды и Владимира Зеленского. Как утверждает польская сторона, переговоры не состоялись из-за «смещения графиков». Но на самом деле причина была очевидна: Дуда не захотел выслушивать претензии Зеленского из-за эмбарго на поставки украинского зерна на польскую территорию. Чтобы защитить своих аграриев, Польша осенью в одностороннем порядке продлила запрет на поставки украинского зерна, ослушавшись указания Еврокомиссии этого не делать. Так же поступили Венгрия и Словакия, чьи сельскохозяйственные рынки оказались под угрозой обрушения из-за наплыва дешевого украинского зерна и другой продукции.
Зеленский сразу же начал обвинять Польшу, что та первой спровоцировала кризис. В Польше сначала напомнили, сколько они уже сделали для Украины в военно-технической сфере и по приему украинских беженцев. Польский президент Туск даже намекнул, что временное, но полное закрытие границы для украинского экспорта необходимо для вразумления украинского союзника. А на дипломатическом уровне Польша ответила острой критикой на упреки Зеленского, назвав их «несправедливыми и переходящими все границы дипломатического общения, особенно в отношении страны, которая оказала Киеву значительную помощь». «Мы хотели бы и дальше поддерживать Украину, но, чтобы это было возможно, у нас должна быть поддержка польских граждан. Если поддержки со стороны поляков не будет, нам будет сложно дальше поддерживать Украину так, как мы делали это до настоящего времени», - заявил представитель правительства Польши по европейским делам Шимон Шинковский. А потом польское правительство пригрозило, что «если Киев не изменит свою риторику и продолжит накалять ситуацию, Польша расширит список запрещенных к ввозу продуктов аграрно-промышленного комплекса». Для Украины, имеющей бюджет на следующий год с рекордным дефицитом, вопрос экспорта сельхозпродукции стоит очень остро, и поэтому удар от поляков был неожиданным.
Когда увещевания не помогли, польские политики перешли к жесткой риторике. Украину назвали тонущей страной, которая хватается за все, что попало, и пытается утянуть на дно спасателей. «Украина ведет себя как утопающий, хватающийся за все, но мы, помогая ей, имеем право защищаться от причинения нам вреда», - сказал Анджей Дуда в интервью после своего выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. «Разумеется, мы должны действовать так, чтобы защититься от вреда, поскольку утопающий не получит помощи, если утопит и нас с собой. Значит, мы должны защищать наши интересы и будем это делать эффективно и решительно», - заключил глава Польши. Несмотря на все публичные заявления о поддержке Украины, в Польше начали понимать, что ВСУ проиграют на поле боя. В этом плане Варшава выступает как индикатор общих европейских настроений.
Но теперь перед украинским режимом возникла и другая проблема - польские фермеры решили воспользоваться классической схемой ведения торговых войн, оказав давление на логистику снабжения ВСУ. Массовые протесты польских аграриев уже отразились на поставках оружия Украине. Грузы стали задерживаться надолго, и это происходит на фоне нехватки боеприпасов ВСУ и истощения их потенциала. Примечательно, что польские фермеры начали понимать, что блокирование транспорта с военными грузами для украинской армии может стать эффективным способом, чтобы добиться своих целей.
«Конфликт Варшавы и Киева из-за блокировки украинских грузов на границе может привести к тому, что Польша ограничится исключительно военно-техническим сотрудничеством с Киевом. Для Польши важнее экономика собственной страны, чем поддержка Украины. Польша готова помогать Украине в борьбе с Россией, но не платить за это разрушением своей экономики», - считает российский политолог Дмитрий Журавлев.
Кроме торгово-экономической войны, польское правительство ужесточает и свою политику в отношении украинских беженцев. Статус временной защиты для украинцев Польша продлила только до конца июня. За это время будет подготовлен список разного рода ограничений, смысл которых сводится к одному: или беженцы окончательно оседают в Польше и перестают ездить через границу туда-сюда, или «добро пожаловать на выход». Если у беженцев есть деньги на посещение Украины, значит, они не бедствуют. И польское государство не обязано их полностью содержать. Фактически, Польша устанавливает для украинцев некую черту оседлости. Всех праздношатающихся и иждивенцев Польша намерена отсеять и выдавить назад.
Возрастающее неприятие рядовыми поляками своих соседей связано и с историческими обидами. В частности, поляки ожидали от Украины признания вины и роли бандеровцев в Волынской резне, но так этого и не дождались. Так что отношение к Украине и украинцам в Польше сильно осложнено разными факторами, а торговая война может обрушить их еще сильнее.
.