Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению практика отечественных военкоров превращать уничтожение в зоне СВО очередного американского танка «Абрамс» в суперпозитивный информационный повод целиком оправдана. Дело даже не в понятном пропагандистском дискурсе, а в том энтузиазме, с которым средний россиянин встречает все новости об унижении «пиндосов». Но наши журналисты на передовой должны учитывать и то обстоятельство, что их материалы про «Абрамсы» пристрастно изучаются и американскими военными и инженерами-такнкостроителями. Для них заходы про то, что грозные боевые машины «Made in USA» «горят как свечки» или «безнадежно увязают в черноземе» это буквально бальзам на душу. Они радостно потирают руки и причитают перед политиками и распорядителями бюджетных ассигнований: «Вот видите, вот видите! Нашей стране и союзникам срочно нужен новый танк».
Давайте разберемся.
1. Живем при капитализме. Мировые войны, если верить классикам, неизбежны. Эти войны резко двигают вперед национальные экономики стран-победителей. Недавно в США принята концепция будущих войн, которая, в рамках «многополярного мира» основывается на «конкуренции великих держав». Международный мир в принципе не предусмотрен. Обывателя стали приучать к мыcли о «третьей мировой войне (ТМВ)».
2. На прошлой неделе социологи из службы YouGov спросили мнение американцев о грядущем апокалипсисе. Значительное число граждан США (61%) заявили, что в ближайшие 5-10 лет новая мировая война весьма вероятна или в какой-то степени вероятна. Оптимистов, не верящих в худшее, всего 22%. Война мыслится коалиционной. На стороне США будут сражаться Великобритания, Франция, Израиль, Австралия, Польша, Германия, Южная Корея. Сенсацией является то, что Украина представляется в заокеанских умах верным и могучим союзником Америки. Почти таким же, как Великобритания. Справедливости ради отметим, что при аналогичном опросе британцев Украину предусмотрительно в список не включили. От греха.
3. Экономику двигают не только войны, но и подготовка к войнам. Сегодня, после 30 лет мира, оборонно-промышленный комплекс Запада необходимо срочно модернизировать. Как производственную базу, так и парк вооружений. Американские гегемоны решили так. Создаем нормальную общеевропейскую коалиционную армию. Да-да, никакое это теперь не НАТО (позорные четыре буквы), а ‑ чего стесняться – нормальный новый инструмент новой агрессии, продукт империалистических, так сказать, отношений. Никто же армии Антанты, или там, Тройственного союза «оборонительным блоком» не называл. Естественно, Европу надо перевооружить, причем, исходя из практической целесообразности, унифицированным американским оружием, как советским оружием были вооружены армии стран Варшавского договора. Для США внутриполитические риски экономического напряжения минимальные. Тут ведь как: чем больше в Европе новых американских пушек, тем больше в США масла.
4. Новая армия, составленная из львов и мышей, будет воевать в Европе против России и Беларуси. Европейский ТВД требует танковых корпусов. Пока так считается. Но тут надо подумать. И в первую очередь подумать, какой американский танк нужен европейским странам, что бы они его купили и перевооружились. «Абрамсу» при всех модернизациях все-таки уже почти 50 лет. Короче, Армия США должна организовать программу создания и запуска в крупносерийное производство чего-то способного ответить на вызовы времени.
5. Конфликт высокой интенсивности на Украине должен продолжаться пока США не запасут «последнюю саморазогревающуюся банку тушенки» (это из истории открытия Второго фронта). Даем Зеленскому с помпой 31 старый «Абрамс», но не для защиты Киева или создания кулака для удара по Воронежу, а так, чтобы машины перед русскими активно побегали. Это будет техническая разведка боем. Все изучим, все учтем.
6. Одновременно начинаем программу финансирования нового танка. Официальная позиция военных такова: «Улучшение характеристики танка "Абрамс" далее невозможно без увеличения веса. Кроме того, необходимо упростить и удешевить его материально-техническое оснащение. Война в Украине высветила острую потребность в принципиально новой идеологии интегрированной защиты экипажа, создаваемой как бы вокруг него, а не в результате добавления того или иного частного решения».
7. Армия США скоро потребует от налогоплательщиков деньги на новый танк. Пока он получил «спокойное» название M-1E3, т.е. обозначение «Абрамс» наверняка сохранится. Семилетняя программа, старт которой, вероятно, будет дан в 2025 ф. г. предусматривает выделение 2,9 млрд долл. на создание прототипа «боевой машины пятого поколения». Хотя официальной информации по характеристикам машины пока нет, распорядителям кредитов сообщено следующее: 1). Танк будет иметь дизель-электрическую силовую установку; 2). Предусмотрен автомат заряжания и новый тип орудия; 3). Оснащение новыми гиперзвуковыми маневрирующими УРС и противотанковыми РС, которые можно запускать через ствол; 4). Возможность управления членами экипажа одновременно двумя боевыми наземными роботами; 5). Новая электроника, снижение уровня демаскирующих признаков и прочая стандартная «мелочь».
8. По результатам применения танков на Украине законодатели при обсуждении финансирования должны прояснить с военными следующие вопросы: 1). Будут ли M-1E3 заменять нынешние танки M-1 «Абрамс», находящиеся на вооружении, по принципу "один к одному", или армия будет поддерживать смешанный парк танков; 2). Сколько лет потребуется, чтобы поставить M-1E3 на вооружение всех армейских бронетанковых подразделений; 3). Будут ли разрешены продажи M-1E3 за рубеж для использования в составе иностранных армий; 4). Будет ли предусмотрена для M-1E3 активная защита для противодействия противотанковым управляемым ракетам, атакующим с верхней полусферы и для нейтрализации атак барражирующих ДПЛА, которые доказали свою хорошую эффективность в боевых действиях на Украине.
Короче говоря, подготовка к третьей мировой войне в США получила новый импульс. Эту нервирующую всех тему хорошо закрыть историческим анекдотом. Поэт Феликс Чуев на исходе перестройки беседовал «для потомков» с престарелыми уже советскими лидерами. Вячеслава Молотова он особенно доставал вопросами про панику в Москве в октябре 1941 г., про возможность сдачи столицы и вообще «про чувства» в критической ситуации. Вячеслав Михайлович ответил так: «У нас в стране были более тяжелые моменты, чем в дни войны. Были такие дни, когда все висело на волоске – в 20-е годы было труднее! (имеется в виду 1919 г. – авт.) А к войне мы готовились и были готовы!». Спасибо деду за Победу!..