Владимир Блинков, экономический обозреватель
Одним из самых ярких направлений работы только что завершившегося Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) стала «Энергетическая панель». С резонансным докладом «Энергопереход и фантомные баррели: Оставь надежду, всяк сюда входящий. В светлое будущее мировой энергетики возьмут не всех!» на ней выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Он заявил о нереалистичности так называемого «зеленого перехода», отметив, что он не обеспечен рентабельными источниками и перспективы его реализации туманны. Выводы его доклада нашли поддержку среди его российских и иностранных коллег. Как заявил в своем выступлении вице-президент Венесуэлы по отраслевой экономике Хосе Феликс Ривас «в так называемой зеленой экономике единственное зеленое – доллар».
Напомню, что инициаторами концепции «зеленого перехода» являются постиндустриальные страны Запада, которые являются и основными «загрязнителями» природы и у которых к моменту ее формирования практически закончились собственные ископаемые ресурсы. И, как свидетельствуют результаты, эта идея, продвигаемая США и ЕС, преследует главным образом политико-экономические цели и используется ими в качестве инструмента укрепления собственных позиций.
Зачем же Западу «зеленый переход»? Как отметил в своем докладе Игорь Сечин, объявленная программа зеленого перехода… является по сути санкционным барьером для 88% населения Земли , т.е. для всех, кто не входит в «золотой миллиард». Это, например, необъявленные санкции, которые уже помогли США захватить значительную долю нефтегазового рынка. Его планируется использовать в этих целях и в будущем. Свидетельством последнего являются переговоры между США и ЕС о заключении торгового соглашения о «зеленой стали», которое в случае его принятия может использоваться для установления количественных ограничений на импорт стали из развивающихся стран, в частности из крупнейшего производителя - КНР.
За последние десять лет западные страны приложили немало усилий для популяризации «зеленого перехода». Лидером с точки зрения идеологии «перехода» является Евросоюз. Именно Брюссель делает упор на задаче полностью заместить ископаемое топливо как первопричину климатического кризиса. Причины такой их позиции чисто экономические - имеющиеся и перспективные технологические решения, по мнению руководства ЕС, обещают им выгодные позиции в глобальной конкурентной гонке и позволяют более широко использовать протекционизм. Однако, обрисовывая радужные перспективы, бюрократы в Брюсселе и западноевропейских столицах затушевывают истинную цену «перехода» для рядовых граждан и целых сегментов экономики. США, хотя и действуют сходным образом, более прагматичны. Но в результате агрессивной десятилетней пиар-кампании возобновляемые источники (ВИЭ) вытеснили с энергорынка большой объем традиционной электрогенерации.
По ходу реализации «зеленого перехода» возник ряд принципиальных вопросов. Среди них: усиливающаяся зависимость ЕС от тандема США–Катар. Да и инвестиции в газовую инфраструктуру ведущими западными компаниями также не вписываются в «зеленое будущее». Так, по оценкам специалистов ООН, до 2050 г. более половины таких проектов будет реализовано в США, Канаде, Австралии, Норвегии и Великобритании.
Еще одним ключевым вопросом является финансирование «зеленого перехода». Историческую ответственность за климатический кризис несет глобальный Запад, но финансировать зеленый переход должны все. Причем масштабы потребностей «третьего мира» и выделяемые Западом средства просто несопоставимы.
Кроме того, «зеленый переход» на практике оказался дороже, чем обещали политики, - солнечные панели и ветряные турбины оказались не так выгодны, как казалось ранее. Они не могут обеспечить надежную выработку электроэнергии, когда это необходимо, их генерирующая мощность имеет меньшую ценность по сравнению с электростанцией на традиционном топливе. В итоге, хотя возобновляемые источники энергии становятся дешевле (по данным американского Управления энергетической информации (EIA), в 2014 г. нормированная стоимость энергии прибрежного ветра составляла около 200 долл. за МВт/ч; к 2023 году она снизилась до 127 долл. без учета субсидий), они продолжают проигрывать традиционным, и отрасль ВИЭ сталкивается со все большими трудностями. По данным Bloomberg, губернаторы шести штатов США недавно призвали Джо Байдена вмешаться, чтобы поддержать производителей. В Великобритании на последнем ежегодном аукционе оффшорной ветроэнергетики не было подано ни одной заявки.
Есть и технические проблемы.Так, в ветроэнергетике развернулась гонка за все более крупными агрегатами, которые достигли размеров футбольного поля. Быстрый темп развития помог снизить затраты и доказал, что отрасль может сыграть важную роль в декарбонизации энергетической системы. Но сейчас специалисты опасаются, что гонка размеров может начать приносить больше вреда, чем пользы, поскольку возникает все больше вопросов о технических рисках и прибыльности производителей турбин. Многие руководители отрасли хотят положить конец эпохе роста турбин и перейти к периоду стандартизации их моделей.
Кроме того, согласно отчету компании Wood Mackenzie около половины судов-установщиков турбин скоро выйдут из эксплуатации, поскольку они не рассчитаны на работу с новыми моделями турбин. А для их замены потребуется около 13 млрд долл. инвестиций. Но по словам Торгейра Рамстада, управляющего директора отдела установки оффшорного судовладельца Cyan Renewables, «владельцы судов уже обожглись, вложив значительные средства в новые модели только для того, чтобы сейчас обнаружить, что они быстро устарели».
После начала СВО экономическая действительность стала «путать карты» зеленых западных стратегов, которым пришлось «реабилитировать» ископаемое топливо «вчерашнего дня», включая уголь. Сейчас Запад начал пересмотр своих «зеленых» целей. Отдельные страны ЕС, такие как Германия, Франция, Бельгия, Швеция, пересматривают свой подход к выполнению целей так называемого Зеленого Пакта Европы. Например, Германия приняла более мягкую версию закона об отоплении, задержав поэтапный отказ от газовых котлов на несколько лет - каждая отопительная система в стране должна работать на 65% на экологически чистой энергии уже не с 2024 г. а с 2028-2029 гг. Правительство Швеции сразу после прихода к власти, отказалось от предыдущей программы достичь к 2040 г. на 100% возобновляемой энергии и заменило эту цель на энергию «на 100% не на основе ископаемого топлива» и планирует строить больше ядерных реакторов. Не отстает и бизнес. Так, крупнейший в мире инвестиционный фонд BlackRock, ранее один из активных пропагандистов «зеленого» перехода, пересмотрел инвестиционную программу и вложил более 20 млрд долл. ранее предназначавшихся «зеленой экономике», в американский ВПК.
Все это подтверждает сомнения участников ПМЭФ в состоятельности существующей концепции «зеленого перехода» и укрепляет мнение о необходимости выработки новой стратегии с учетом потребностей развивающихся стран.
.