Юрий Веселов, военный обозреватель
В последнее время внимание средств массовой информации более всего приковано к действиям Израиля в палестинском секторе Газа, обстановке на израильско-ливанской границе и Красноморском регионе. Тогда как события в Сирии и вокруг нее выпали из внимания журналистов и политологов, но могут представлять новый поворот в расстановке сил, вовлеченных в конфликт в данной арабской стране.
Совсем недавно президент Сирийской Арабской Республики (САР) Башар Асад заявил о скором достижении мирного соглашения с сирийскими курдами, в основу которого будет положена территориальная целостность государства. При этом речь идет о периоде, исчисляемом не в годах, а через несколько месяцев, пояснил сирийский руководитель.
Кратко поясним. Проживавшие веками на территории севера страны сирийские курды с началом в 2011 году внутриполитического кризиса в САР заняли позицию невмешательства в события и отказались от поддержки как центральной власти и ее армии, так и вооруженной оппозиции. Вместе с тем они успешно противостояли попыткам формирований "Исламского государства" (ИГИЛ, запрещенная в России международная мусульманская террористическая группировка) установления контроля над их историческими землями.
По состоянию на сегодняшний день, подавляющее большинство сирийской территории, на которой проживали курды, незаконно оккупированоТурцией. Военно-политическое руководство этой страны приступило к ползучей аннексии земель соседнего государства в 2016 году, проведя несколько специальных военных операций. Сотни тысяч мирных граждан под прикрытием вооруженных отрядов курдов были вынуждены переместиться на юг Сирии – в основном в провинции Аль-Хасака, Ракка и Дейр эз-Зор.
С началом турецкой агрессии в Сирию вошел воинский контингент так называемой «коалиции западных стран» во главе с США. Пентагон приступил к формированию курдских регулярных отрядов самообороны, получивших наименование Сирийских демократических сил (СДС), которые сначала активно участвовали в боевых действиях против ИГИЛ в городе Ракка, а затем были привлечены на сторону англосаксов в качестве вооруженной охраны американских военных объектов.
Под американо-курдским контролем оказалось подавляющее большинство нефтеносных районов с предприятиями по ее добыче. Американцы развернули в этих местах военные гарнизоны и городки, наладили инфраструктуру по незаконной добыче углеводородного топлива и его продаже. Получаемые финансовые средства поступают на счета Пентагона, который распределяет их на содержание американского контингента и СДС.
После ввода осенью 2015 года российских войск в Сирию представители командования ВС РФ установили в целом неплохие доверительные отношения с представителями военизированных отрядов курдов. Так, их лидеры даже позволили русским разместить в провинции Африн на северо-западе страны наблюдательный пункт, который рассматривался в Москве основой для развертывания в перспективе более серьезного военного объекта с целью обеспечения безопасности анклава и его населения.
Командование российского ограниченного воинского контингента настойчиво убеждало курдских руководителей разрешить ввод на северо-запад отдельных подразделений сирийской правительственной армии для придания юридической основы воинского присутствия России и демонстрации признания курдами территориальной целостности и суверенитета центральной власти. Однако заскорузлые и непреодолимые в тот период сепаратистские настроения курдов, даже несмотря на предупреждения российских офицеров о реальной возможности агрессии Турции и ее оккупации Африна, преодолеть не удалось.
Российские военные были вынуждены эвакуироваться из анклава ввиду опасности стать причиной прямого военного столкновения с турецкими войсками, которые не замедлили начать боевые действия против курдских отрядов. А отношения с ними были испорчены. Хотя периодические контакты с представителями политического и военного руководства СДС командование российского Центра по примирению враждующих сторон в САР проводит.
Итак, что может скрываться за заявлением президента Башара Асада?
Первое, что приходит на ум, это все же достигнутая принципиальная договоренность с курдами о нормализации отношений на основе признания территориальной целостности и суверенитета. Под этим подразумевается отказ лидеров этнического меньшинства Сирии от территориально-административного разделения, идеи создания собственного независимого государственного устройства. Второе – это признание правительства и президента как единственного гаранта законности и права со всеми вытекающими последствиями.
Что из этого? Переход на сторону сирийского правительства означает признание незаконного присутствия ВС США на территории Сирии и, следовательно, разрыв отношений с Пентагоном. Со всеми вытекающими для него последствиями.
Восстановление полноценных отношений между курдами и Дамаском гарантирует им защиту от продолжающихся вооруженных провокаций со стороны ВС Турции, а в перспективе возвращение курдского населения в места своего исторического проживания. Вполне естественно, что на стороне сирийского правительства выступят Россия и Иран, которые будут действовать в интересах курдов. Можно не сомневаться в том, что сирийско-курдские договоренности будут предусматривать расширенную автономию для этнического меньшинства, предоставление им очень важных государственных полномочий.
Также будет остро поставлен вопрос перед руководством Турции о незаконности фактической оккупации севера САР с требованием вывода иностранных войск. Опять же Дамаск в том, безусловно, будет всеми имеющимися силами и средствами поддержан Москвой и Тегераном.
Вопрос. То, о чем сказал сирийский лидер, правда или пропагандистский вброс?
Парадокс в том, что и то и другое исключать нельзя. Пропагандистская «утка» заставит американцев почувствовать себя в неудобном положении, вынудит их искать среди союзников предателей и коллаборантов, что будет сопровождаться нервозностью и может посеять недоверие в отношениях.
Вместе с тем все же с большей уверенностью можно предполагать правду в высказывании Башара Асада. Вне сомнения, русские заинтересованы в отрыве курдов от американской груди, что приведет к цепной реакции событий в интересах политического и военного урегулирования в Сирии. Переговоры с курдами велись постоянно. Они носили и носят закрытый характер. В свою очередь, курды, обладая «острым нюхом», понимают бесперспективность своего существования в отрыве от исторической земли, дальнейшей ориентации на американцев, которые в любой выгодный им момент могут оставить своего союзника один на один с турками, правительственными и радикальными силами. То есть повторят афганский вариант.
В пользу того свидетельствует и заявление Реджепа Эрдогана о готовности к переговорам с Башаром Асадом при условии предоставления Дамаском прочных гарантий безопасности турецкой границы. То есть и турецкий паша почувствовал зыбкую почву под своим троном, и к тому же начал понимать необходимость прекращения затрат на содержание в Сирии более 8-тысячной группировки своих войск в условиях острого экономического кризиса в стране.
Как будут развиваться дальнейшие события в САР и вокруг нее, будем внимательно отслеживать и постараемся своевременно информировать пользователя.