Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, нашумевший через агентство Reuters кейс о том, что зловещий Пентагон распространял фейки о китайских вакцинах против коронавируса, дабы их не покупали развивающиеся страны, определенно указывает на новую политическую ситуацию. На Западе возник и развивается конфликт между набравшими фантастический финансовый вес цифровыми баронами и уже не очень дружными политическими элитами. Разумеется, в первую очередь, американскими.
Дело тут вот в чем. Цифровики как бы пообещали политикам решить все их проблемы с манипулированием общественным мнением, выборными технологиями и пропагандистскими информационно-психологическими операциями стратегического масштаба. Оно и понятно – сегодня через Интернет можно зацепить любого. За это власти предержащие должны были обеспечить приоритетное развитие цифры на национальном уровне и спонсировать соответствующие программы.
К чести зловещего Пентагона, он занял по отношению к инвективам в свой адрес абсолютно адекватную позицию: интересы родной страны выше всяких там фарисейских принципов этики. Врали, врём и будем врать; не для себя стараемся. Используем, разумеется, все достижения научно-технического прогресса в области информационных технологий. Но при этом выполняем госзаказ. Шебутной Трамп, который, помнится, в Москве какую-то башню строил, спас экономику США от китайцев, бросив миру клич: «Производи в Америке, покупай американское, нанимай американцев». Он той же Москве большую подлянку кинул, заставив бледную от страха Европу отказаться от российского газа и припасть воспалённой промышленной губой к американскому СПГ. Байден (старичок-не-дурачок) ничего же не отменял, только нарастил усилия по линии возрождения ОПК через войну на Украине.
А вопросы этики пропаганды и психологических операций традиционно волнуют задним числом оторванных от жизни интеллектуалов невнятной ориентации. Особенно в эпоху появления и развития массового общества. Возьмем, например, одного из самых значительных философов ХХ века Бертрана Рассела, который еще в 1922 г., ужасаясь внеэтичности недавно завершившейся зверской войны, говорил: «Наша система образования выпускает из школ молодых людей, способных читать, но по большей части не способных самостоятельно оценивать происходящее или формировать независимое мнение. Затем на протяжении всей оставшейся жизни их «пичкают» утверждениями, имеющими своей целью убедить их поверить во всяческие абсурдные заявления о том, что пилюли Бланка лечат все болезни, что Шпицберген - теплый и плодородный остров и что немцы едят трупы. Искусство пропаганды, практикуемое современными политиками и правительствами, имеет своим источником искусство рекламы».
«Немцы едят трупы»… Нам сегодня это не понятно… А ведь этим обозначена одна из самый одиозных и безнравственных стратегических пропагандистских операций времен Первой мировой войны. Тогда великая качественная и суперавторитетная пресса Великобритании, обыгрывая сложности с продовольственной безопасностью Второго рейха, запустила дезинформацию о том, что передовая химическая промышленность Германии начала тайно перерабатывать тела погибших солдат и умерших гражданских лиц в ценные добавки для корма скота. Это якобы вызвало гнев и ужас китайцев, где чрезвычайно развит культ почитания предков, и китайское правительство вступило в войну на стороне Антанты. Такой вот стратегический результат.
Но все это будни пропагандистов. Этим никого не удивишь. Сенсацией стало сообщение пресловутой Washington Post (17.06.24) о том, что зловещий Пентагон приказал провести «масштабную проверку того, насколько эффективно его соответствующие подразделения ведут подпольную информационную войну». Решение о пристрастной ревизии состоялось после демарша владельцев соцсетей Facebook, Meta и Twitter. С их стороны последовал приказ удалить многочисленные поддельные аккаунты, которыми управляли американские военные. Короче говоря, цифровые бароны банально лишили военных потенциала онлайн-влияния, причем накануне президентских выборов. История эта не так запутана, как кажется. Корни ее, при всех новых моментах, уходят во времена предвыборной кампании Трампа. Характерно следующее. Американские троцкисты (WorldСоц. сетиistWebSite, 20.06.24), активно комментирующие нынешнюю ситуацию, не преминули напомнить, что еще тогда они сделали вывод о том, что «наделение специального советника Р. Мюллера полномочиями расследовать заявления о «сговоре с Россией» Дональда Трампа в ходе избирательной кампании 2016 года было вызвано политической войной, бушующей внутри американского правящего истеблишмента по поводу приоритетов внешней политики». Тогда цифровые бароны были на стороне Х. Клинтон.
Ныне трамписты перешли в наступление. Как грустно констатируют журналисты из Washington Post, исследование дезинформации, равно как и проведение ангажированных информационно-психологических операций, «становится все более противоречивым». Созданные в этих целях структуры и исследовательские группы разгоняются или «осаждены судебными исками, запросами документов и угрозами физической расправы». Пострадавшие даже придумали новый термин: против них-де применяется «политическое оружие». Цифровиков в этой области лишают правительственных контрактов, а университетам, где такие дела цветут буйным цветом, спонсоры грозят снижением финансирования. Дело дошло до того, что законодатели в открытую угрожают сократить федеральное финансирование вузов, изучающих пропаганду.
Но, как представляется, все это хорошая мина при плохой игре. Просто ставка цифровиков на деятельность по сдвигу политических процессов в нужную сторону за счет приносящей им доход пропагандистской и аналогичной интернет-деятельности «многотысячных» алчных и часто придурковатых «активистов», цель которых также проста – монетизироваться, вряд ли может считаться эффективной. Даже несмотря на «миллионы подписчиков». Уже в начале аферы айтишников по выворачиванию карманов у политиков профессионалы в области информационно-психологических операций как в Госдепе, так (да-да-да) и в России указывали, что полноценную пропаганду должны вести (с использованием современных технических средств, разумеется) профессионально подготовленные и мотивированные журналисты и пропагандисты через различные по форме, но устойчивые и дееспособные СМИ, при поддержке государства и общества и при наличии четко сформулированных конечных стратегических целей.
Ну а всякие там «популярные блогеры» и «участники микроконференций в социальных сетях» ‑ они «проникающего», «бронебойного» контента не создают. Они только «кукарекают» и «лают». А на матушке-Руси издавна говорили: «прокукарекал, а там хоть и не рассветай». Разумеется, я никого не хочу обидеть!..