Владимир Блинков, экономический обозреватель
НПЗ Венгрии и Словакии 17 июля перестали получать нефть от российского «Лукойла» из-за того, что власти Украины ввели против него санкции и прекратили транзит его нефти через свою территорию по нефтепроводу «Дружба». Венгерская компания OMV, которой принадлежат эти НПЗ, потеряла около 80 тыс. барр. нефти в сутки, которую ранее она получала с дисконтом, и сейчас вынуждена докупать ее по краткосрочным контрактам у других российских компаний, что значительно дороже. Примечательно, что в результате по южной ветке «Дружбы» перекачиваются практически те же объемы нефти и Киев получает за транзит те же деньги.
Случаен ли был «выбор жертвы» со стороны властей Незалежной? В пользу неслучайности выбора свидетельствует то, что «под раздачу» не попала Чехия, один из значимых поставщиков военной техники Украине. Ее НПЗ принадлежит польской компании Orlen и продолжает получать нефть по «Дружбе», но от других российских компаний.
После блокировки Киевом транзита нефти Лукойла Венгрия и Словакия запросили консультации с Украиной при посредничестве еврокомиссии (ЕК). Но, пока попытки оказать давление на Украину не дали результатов. На обращение Венгрии и Словакии в ЕК с просьбой выступить посредником в их споре с Киевом, она проинформировала их, что откладывает немедленное рассмотрение вопроса под предлогом необходимости сбора информации. Позднее, 2 августа вице-президент ЕК Валдис Домбровскис сообщил, что не считает, что запрет транзита нефти по «Дружбе» больно ударит по этим двум членам ЕС, утверждая, что «анализ в действительности предполагает, что непосредственных рисков безопасности поставок в эти две страны нет». Он предложил использовать хорватский маршрут для решения проблемы нефтеобеспечения.
Однако венгров и словаков этот вариант не очень устраивает. Хорватию нельзя считать надежной страной транзита нефти, заявил в ответ венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто. Он отметил, что «с начала конфликта на Украине Хорватия подняла сбор в пять раз против среднего размера по рынку, что сделало невозможным для венгерского энергоконцерна MOL обеспечить долгосрочное использование этих транспортных мощностей». Кроме того, по словам венгерского министра, хорваты «не сделали инвестиций, необходимых для увеличения мощности трубопровода и приводят данные о максимальной мощности, которая никем не доказана. Он также заявил, что его страна имеет неопровержимые доказательства того, что за отказом Киева от поставок российской нефти стоит Евросоюз. По факту ЕК поддержала в этом конфликте не страны – члены ЕС, а третью страну и отметил, что теперь «украинцы могут позволить себе что угодно против членов ЕС, особенно если они выступают за мир и не перевозят оружие». Так что получается, что конфликт инициирован еврочиновниками с целью проучить «непослушных».
Поскольку, по мнению венгерской и словацкой сторон, Киев нарушил соглашение об ассоциации с ЕС и, если ЕС не найдёт решения, то они вправе пересмотреть свои обязательства и тоже не выполнять их. Премьер-министр Словакии Фицо предупредил, что Словакия перестанет поставлять Украине топливо со своего НПЗ Slovnaft, а это около 10% всего объёма потребления Украины. Венгрия в свою очередь пригрозила продолжить блокировать выделение 6,5 млрд евро из Европейского фонда мира в качестве компенсации странам ЕС за поставки оружия Украине. И свое намерение претворила в жизнь. На встрече 22 июля министры иностранных дел ЕС не достигли договорённости о разблокировании средств фонда из-за вето Венгрии.
По ее итогам глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель заявил, что у европейских стран в будущем будет мало стимулов продолжать вооружение Украины из-за задержек с компенсацией понесённых затрат и назвал постыдным то, что средства фонда блокирует одно государство. Глава МИД Польши Радослав Сикорский упрекнул Будапешт в том, что из-за него Варшава до сих пор не может получить от Брюсселя 2 млрд евро на модернизацию своих вооружённых сил. Министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен пошла дальше – предложила Будапешту задуматься о выходе из ЕС. Так что конфликт в энергетической сфере уже негативно сказался на и без того не блестящих отношениях Венгрии и Словакии с ЕК и «дружественными» ей странами ЕС.
Отмечу, что в результате конфликта Венгрия и Словакия вряд ли столкнутся с дефицитом топлива, потому что существуют альтернативные маршруты поставок нефти, в том числе через Хорватию. Но негативные последствия решения Киева для них будут значительны. И без того высокие цены на бензоколонках могут вырасти ещё больше, считает Тамаш Плетцер, аналитик по вопросам энергетики Erste Group в Будапеште. Кроме того, решение Украины ставит под угрозу поступления в бюджет Венгрии от специального налога на российскую нефть, который был увеличен в июне, чтобы «закрыть фискальные дыры».
Но если конфликт разрешить не удастся, то остановка подачи нефти будет иметь еще более значительные негативные последствия для Украины. Оценивая их, отмечу, что 5 августа премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил о планируемой остановке поставок дизтоплива, если Киев не пойдет на попятную. Вероятны такие же действия и со стороны Венгрии. В итоге, Киев может лишиться 20% дизельного топлива в ситуации, когда своей переработки в Незалежной практически нет - Киев живет только за счет импорта. Крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на Украину является Польша (ок. 60%). Если Венгрия и Словакия прекратят поставки дизельного топлива, Киев может начать закупать выпадающие объемы у нее – сейчас поляки продают излишки дизтоплива Германии. Так, что военная техника не остановится, но платить придется больше. А т.к. платит, в конечном счете, ЕС, кредитуя Украину, то для киевских властей это приемлемый вариант.
А вот с электроэнергией ситуация иная – замену объемам, поступающим из Венгрии и Словакии, найти трудно. Сейчас Незалежная импортирует электроэнергию из четырех стран: Румынии, Польши, Венгрии и Словакии. Причем Венгрия и Словакия - крупнейшие поставщики - в июне, до начала нынешнего конфликта, Украина импортировала из Венгрии 357,1 тыс. МВт·ч или 42% от всего импорта, из Словакии - 148,5 тыс. МВт·ч (17%). И если венгры и словаки в преддверии отопительного сезона «отключат» Незалежную от электричества, оно на Украине будет подаваться только по несколько часов в сутки. Встанут остатки промышленности, в том числе и оборонной - дизель-генераторов на все не хватит. А зимой, когда люди будут пытаться согреться, они не смогут воспользоваться отопительными приборами, что негативно повлияет на настроения среди населения. Так, что это будет очень плохой сценарий для Украины и у Венгрии и Словакии есть мощный рычаг давления на Украину и ЕК.