Владимир Блинков, экономический обозреватель
Федеральный канцлер Германии Олаф Шольц 17 сентября завершил трехдневное турне по Центральной Азии (ЦА), в ходе которого он посетил 2 крупнейших государства региона - Узбекистан и Казахстан и принял участие во втором саммите «Центральная Азия - Германия».
Отмечу, что пока экономические отношения ФРГ со странами ЦА не очень развиты. В 2023 г. товарооборот составил 11 млрд долл., из которых более 80% пришлось на Казахстан, для сравнения: товарооборот стран ЦА с КНР – 70,2 млрд долл., с Россией – 42 млрд долл. В то же время нельзя не отметить и его рост после начала украинского конфликта. Так, германский экспорт в Кыргыстан в 2023 г. вырос на 949%, в Казахстан – на 136%, в Таджикистан - на 154%. Безусловно, сказывается «эффект низкой базы», но тенденция свидетельствует о новых подходах Берлина к ЦА. Он стремится найти пути «компенсации убытков» от разрыва связей с РФ и проблем во взаимоотношениях с Китаем, нужны новые источники дешевых энергоресурсов, редкоземельных металлов и т.д. Вот и нынешний визит Шольца был посвящен реализации совместных проектов в таких сферах, как экономика, энергетика, природные ресурсы.
И эти устремления Берлина находят понимание в ЦА. Открывая саммит «Центральная Азия - Германия» президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что «страны ЦА заинтересованы в увеличении торговых показателей за счёт реализации совместных региональных проектов». В частности, Казахстан готов нарастить экспорт в Германию по 100 товарным позициям на сумму 850 млн долл. и рассчитывает на дальнейшую поддержку германских партнёров для обеспечения долгосрочных и стабильных поставок углеводородов, готов активизировать совместную деятельность по переходу на альтернативные источники энергии, развитию водородной энергетики. Три страны региона – Казахстан, Узбекистан и Азербайджан, отметил он, прорабатывают проект строительства линии передачи «зелёной энергии» по дну Каспийского моря и далее в страны Европы. «Предлагаем германским партнёрам рассмотреть возможность участия в этом стратегическом проекте», – сказал президент Казахстана. Он также пригласил немецкие компании к совместной геологоразведке и добыче редкоземельных металлов, предложив наладить сотрудничество по принципу «сырьё в обмен на технологии».
На саммите была затронута и тема строительства так называемого «Срединного коридора» или Транскаспийского международного транспортного маршрут из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу. После начала украинского конфликта его актуальность для Европы значительно выросла.
Что касается 2-х сторонних отношений, то основное внимание в ходе визита Шольца было уделено Казахстану и Узбекистану. Отмечу, что экономические отношения Казахстана и Германии в последние годы укрепились. В 2023 г. вырос товарооборот, а прямые инвестиции Германии в казахстанскую экономику увеличились на 64%, достигнув 770 млн долл. Более высокую инвестиционную активность Германия стала проявлять в разведке и добыче редкоземельных металлов и критических материалов. Три немецкие компании уже создали консорциум по разработке и производству лития. А во время визита О. Шольца стороны договорились о 66 совместных инвестиционных проектах общей стоимостью 55 млрд долл.
В ходе турне Шольца обозначилась определенная конкуренция за немецкие инвестиции со стороны Узбекистана. По заявлению президента Узбекистана Шавката Мирзиеева с участием немецких компаний реализуются проекты более чем на 20 млрд евро в энергетике, химической и добывающей отраслях, машиностроении, текстильной и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, производстве строительных материалов. В ходе нынешнего визита были согласованы инвестиционные проекты еще на 9 млрд евро, в том числе строительство электростанций комбинированного цикла с участием «Siemens Energy», а также по производству метанола и аммиака с «Linde Group», подписаны программа технологического и промышленного сотрудничества до 2026 г. и соглашение о всестороннем партнерстве в сфере миграции и мобильности (как отметил Bloomberg в Берлине рассчитывают таким образом привлечь квалифицированную рабочую силу для восполнения ее дефицита в стране).
Оценивая практические итоги визита Шольца, отмечу, что большинство согласованных инвестпроектов пока не более чем декларация о намерениях без конкретных обязательств их реализовывать. Отчасти это обусловлено недовольством иностранных инвесторов инвестиционным климатом в странах ЦА. Например, «PricewaterhouseCoopers Казахстан» недавно провела опрос руководителей казахстанских компаний. Оценивая изменения инвестиционного климата в Казахстане, только 24% респондентов выразили мнение, что он улучшился, 46% - заявили, что он остался на прежнем уровне, а по мнению 28% участников ухудшился. В качестве причин были названы: влияние геополитических рисков и отсутствие четко выраженной экономической стратегии у правительств, сохранение высокого уровня коррупции, несправедливые суды, нестабильное налоговое законодательство. Да и экономические и инвестиционные возможности Берлина сегодня крайне ограничены. Поэтому, в отсутствие четко зафиксированных стратегических целей и обязательств, прозвучавшие заявления вывести отношения ФРГ со странами ЦА на новый уровень партнерства представляются малодостижимыми. Основными практическими результатами визита Шольца стал некоторый прогресс в 2-х сторонних отношениях: в Ташкенте подписано восемь соглашений, с Казахстаном - три меморандума. Хотя Берлин в очередной раз заявил об интересе к транспортным коридорам в ЦА, сегодня не только у Германии, но и у Евросоюза нет средств для реализации таких проектов. Заявления руководства Еврокомиссии скорее свидетельствуют о намерениях направить имеющиеся средства в оборонную промышленность (500 млрд евро) и на поддержку Украины (40 млрд евро).
В то же время подтвердилось, что ФРГ остро нуждается в энергетических ресурсах ЦА и стремится получить доступ к ним, чтобы оздоровить ослабленную немецкую экономику. И в этом направлении у ФРГ есть и определенные успехи - Казахстан наращивает поставки нефти по трубопроводу «Дружба». И Германия, являясь одной из самых активных сторонниц санкционного давления на РФ, вынуждена мириться с тем, что Россия получает немецкие деньги за ее транзит. Но, в регионе в этой сфере у ФРГ есть сильные конкуренты в лице Китая, Великобритании и США, что ограничивает объемы возможных поставок нефти.
Перспективы развития многостороннего формата сотрудничества «ЦА + Германия» выглядят пока туманно. Реалии показывают, что государства ЦА активно выстраивают новые связи в рамках Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, которые сближают их и с иными странами, хотя они и выразили готовность к расширению сотрудничества с Германией.
Что касается 2-х сторонних отношений, то, как показал визит Шольца, приоритет отдан Казахстану и Узбекистану, а остальные республики пока рассматриваются как экономическая перспектива.