Марина Харькова, журналист, Донецк
На Украине от рук военкомов, которые проводят насильственную мобилизацию, погибли уже больше сотни мужчин. Но по поводу этих убийств не проводится никаких расследований, а военкомы продолжают массовый беспредел, зная о безнаказанности. Ни одного убийцу-военкома не посадили, нет уголовных дел, нет ничего, так как режим Зеленского дал карт-бланш военкомам на отлов новых жертв.
В Сваляве Закарпатской области 53-летний мобилизованный умер после 4-дневного нахождения в помещении ТЦК (аналог военкомата). Как рассказала жена покойного Сергея Каналоша телеканалу Ужгорода, муж ушёл в военкомат полностью здоровым. Она навещала его ежедневно. На очередной встрече она заметила свежие раны и многочисленные увечья. Спустя сутки ей сообщили, что супруг в больнице в тяжёлом состоянии. Врачи заявили, что Каналош был доставлен в больницу в состоянии комы. Ему диагностировали внутричерепное кровоизлияние и зафиксировали следы от избиения. Вскоре мужчина умер. И таких случаев – масса. Это же подтвердил и бывший украинский военком, военнослужащий 58-й отдельной мотопехотной бригады ВСУ, который рассказал, что ему известно про численность погибших в застенках военкоматов на этапе принудительной мобилизации. Именно поэтому сейчас на Украине начались «суды Линча» над военкомами, нападения на них, поджоги их домов и военных машин. Например, недавно в Черновцах мужчина, которого везли в военкомат, по дороге пытался задушить военкома ремнём безопасности.
Масштаб проблемы заметили даже западные издания. Британская газета The Guardian поговорила с сотрудником украинского Территориального центра комплектования Юрием Пихотой, который рассказал, что ситуация с мобилизацией крайне тяжелая, так как украинцы проявляют враждебность к военкомам. «Эмоционально это очень тяжело. Иногда к концу дня у меня руки трясутся», - пожаловался Пихота. В статье говорится, что многие украинские мужчины сейчас прячутся по домам, чтобы не попасть в руки военкомов на улице. Другие готовы платить большие деньги за медицинские справки или бежать с риском для жизни из страны. «Враждебность к мобилизационным органам только усилилась после серии коррупционных дел», - подчеркивается в публикации. Издание The Times тоже констатирует, что «тактика мобилизации в Украине становится все более грязной, обманчивой, принудительной и насильственной».
Тотальная мобилизация на Украине заставляет украинцев прибегать к крайним мерам, в том числе, к нанесению себе увечий. Теперь мужчины призывного возраста специально ломают себе ноги и руки, чтобы получить отсрочку от призыва. В Днепропетровске предлагают провести перелом конечности опытным врачом и с анестезией. Процедуру проводят медики, а цена варьируется в зависимости «от места воздействия», пишет украинское издание ТСН. Это называется «уникальной возможностью» хотя бы на несколько месяцев избежать мобилизации. В соцсетях появились объявления о таких услугах. «Быстро и профессионально предоставляю отсрочку. Точечное воздействие. Использование качественной анестезии», – говорится в одном из них. В услугу входит и помощь при оформлении необходимых медицинских документов и отслеживание состояния при восстановлении. Предлагают сломать руку или ногу «быстро и без боли, всего за 5 тысяч гривен» (эквивалент 9700 рублей). Запорожский хирург из объявления рассказывает: выезжает к клиенту на дом, ломает любые конечности, работает с анестезией и на условиях анонимности. Впоследствии «больной» обращается в больницу, где официально оформляет перелом. Гипс снимают в среднем через месяц, а от попадания на фронт человека освобождают минимум на полгода.
А в территориальном центре комплектования Белгород-Днестровского района Одесской области военнообязанный мужчина отрубил себе палец пожарным топором. По информации местных СМИ, он решился на это, чтобы избежать мобилизации. Мужчину госпитализировали, но такой отчаянный поступок не спасёт его от мобилизации, так как по перечню болезней, которые являются основанием для признания лица непригодным к службе, отсутствие нескольких пальцев не является поводом для отсрочки. Некоторые насильно мобилизованные украинцы просто сводят счёты с жизнью. Вот лишь некоторые примеры: на Закарпатье в Хустском районном ТЦК мужчина попытался совершить самоубийство, под Киевом парень порезал себе вены.
Мужчины не хотят становиться «пушечным мясом», они отбиваются, убегают от людей в камуфляже. На людей, как на зверей, устраивают облавы в магазинах, парках, на пляжах. Но если раньше они покорно шли под ружье, то теперь сопротивляются, как могут. На помощь мужчинам все чаще приходят женщины – даже незнакомые. Они верят, что если спасут чужого парня, то другие выручат их мужа или сына. Ничего подобного не было на Украине даже во времена немецкой оккупации. Старики и дети войны, жившие при нацистском порядке, говорят, что даже гитлеровцы так не свирепствовали, как нынешние полицаи режима Зеленского. Примечательно, что сам экс-комик, любящий позировать в заношенной футболке камуфляжного цвета, никогда не служил в армии, боялся её и неоднократно сбегал от повесток в военкомат.
Временами тихий протест украинцев перерастает в массовый. На днях состоялась акция возле посольства Украины в Берлине, участники которой выступили против диктатуры Зеленского и насильственной мобилизации. Протестующие потребовали у киевского режима прекратить принудительный призыв, открыть границы и соблюдать права человека. А в селе Банчены Черновицкой области епископ Банченский, викарий Черновицкой епархии УПЦ Лонгин обличил действия местного ТЦК. Епископ, который создал детский приют и усыновил 508 детей, назвал убийцами тех, кто мобилизовал двоих его сыновей. По словам епископа, «Сейчас у меня забирают на войну двоих сироток, у которых двое детей малолетних, годик и три годика, и у жены сына беременность 9 месяцев… В Черновцах их загружают в автобусы и отправляют на войну. Скажите, пожалуйста, это Конституция Украины? Я вырастил 508 детей, я прошу за них, я инвалид первой группы. Пусть вся Украина знает, что вы издеваетесь над нами!». Узнав об этом, поддержать епископа вышла его паства, которая собралась возле военкомата. Только под давлением общественности детей митрополита отпустили.
Ещё одним способом избежать отправки на фронт стали судебные решения по лишению матерей родительских прав и передаче мужьям опеки над несовершеннолетними детьми. На Украине резко возросло число разводов, после которых мужчины отсуживают опеку над детьми у бывших жен. В 2019 году матерей лишали родительских прав всего 133 раза, в 2022-м показатель вырос до 859, а за 2023-й суд вынес 2708 таких решений. Почти все пары расторгают браки и судятся из-за опеки, чтобы мужчина уклонился от призыва в армию. По украинским законам военнообязанным мужчинам полагается отсрочка, если они живут со своими несовершеннолетними детьми. Этой лазейкой и воспользовались те, кто решил судиться за опеку.
Украинцы буквально цепляются за любую возможность избежать отправки на фронт. А руководители военных комиссариатов на Украине угрожают своим подчинённым отправкой их самих в окопы, если они не смогут выполнить мобилизационные планы. В частности, британское издание The Times со ссылкой на представителя местного военкомата пишет, что план мобилизации в Одессе выполнен менее чем на 20% от необходимого уровня, по этому показателю Одесская область занимает одно из последних мест на Украине. «Мы не мобилизуем даже 20% от того, что требуется, — заявил военком. — Одесская область — одна их худших в списке». Он отметил, что коррупция, взяточничество, нехватка кадров и неэффективное управление делают «невозможным выполнение целей» по мобилизации на фоне нарастающей усталости от конфликта. В статье приводятся цифры, что сейчас в рядах ВСУ находятся около 1 млн человек. По словам секретаря комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Романа Костенко, которые приводит издание, военное руководство страны рассчитывает привлечь дополнительно 200 тыс. человек в войска к концу года. Также Зеленский готовит мобилизационный план на 600 тысяч человек в 2025 году, то есть, по 50 тысяч ежемесячно, в том числе, и женщин. И якобы эти планы повлияют на продолжение поддержки Западом и поставки вооружений.
Этот оптимизм не разделяют польские эксперты. Ускоренная принудительная мобилизация на Украине не принесла ожидаемых результатов и поспособствовала увеличению числа случаев дезертирства в рядах ВСУ. Об этом заявил аналитик Доминик Тихачек. «Вся оборонительная линия ВСУ рушится. Командование и руководство в Киеве делали ставку на новую волну мобилизации, но из-за острой необходимости отправлять призванных срочно на передовую, они не проходят достаточной подготовки и не хотят складывать головы», — сказал он. Как следствие, многие попросту не захотели сражаться. Солдаты начали сдаваться в плен ВС РФ, пытаясь спасти свою жизнь, или дезертировать. И никакой «патриотизм» их уже не беспокоил. «Они также охотно сдаются в плен. Однако чаще всего они просто бегут и скрываются. И пока их число только растет огромными темпами», - подытожил Тихачек.
Эта проблема стала настолько серьёзной, что Генштаб просит Офис президента усилить уголовное преследование с целью взять ситуацию под контроль. Сообщается, что сейчас на фронте целые роты покидают позиции и уезжают в крупные города, где скрываются от полиции.
В ответ на ужесточение методов мобилизации украинцы оказывают гражданское сопротивление. Об этом говорят факты: как оказалось, число военнообязанных украинцев, не обновивших свои учётные данные, превышает 6 млн. В течение 2024 года более 6 млн военнообязанных граждан не уточнили свои персональные данные через центр предоставления административных услуг или через электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста, или в районном (городском) территориальном центре комплектования и социальной поддержки (аналог военкомата). Это значит, что как минимум эти шесть миллионов готовы пойти на что угодно, лишь бы не воевать. И чем больше режим Зеленского будет закручивать гайки, тем трагичней станет противостояние насильственно мобилизованных и уклонистов тем, кто ломает им судьбы.