Недавно завершившаяся в Душанбе конференция высокого уровня по водному сотрудничеству, призванная хоть как-то разрулить проблемы водопользования в Центральной Азии, на деле никоим образом не выполнила своей задачи. Проблемы остались там, где были. И, похоже, взаимоприемлемого решения в обозримом будущем не предвидится.
"Водный саммит" и вправду был представительным. Участниками душанбинской встречи стали 900 делегатов из 70 стран мира. В Таджикистан приехали также семь заместителей генерального секретаря ООН, политики и ведущие эксперты в области водных проблем. Они приняли резолюцию, провозгласившую 2013 год Международным годом водного сотрудничества. Все остальные пункты – не более чем признание серьезности обсуждавшихся вопросов, да никаких путей их решения. Столь же абстрактным и благодушным было озвученное на встрече послание Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в котором он призвал страны одного из проблемных регионов — Центральной Азии — делиться совместными водными ресурсами и целесообразно управлять ими. В общем, результат нулевой.
В этом регионе вода всегда была синонимом самой жизни. И исстари — предметом спора между проживающими в этой жаркой и засушливой части планеты народами. Конечно, такая ситуация сложилась не только здесь. Сегодня уже треть населения Земли живет в районах, где вода в дефиците, а 1,1 миллиарда человек не имеют доступа к безопасной для здоровья питьевой воде.
Международные эксперты, составившие доклад для Программы развития ООН (ПРООН), даже выразили опасение, что неравенство доступа к живительной влаге может привести к войнам за водные ресурсы. "Возможно, такого рода страхи преувеличены, - говорится в этом документе, - но вероятность пограничных трений и конфликтов не следует исключать. Нехватка воды и слабые механизмы ее распределения могут послужить реальной основой таких конфликтов".
В том, что касается водных ресурсов в Центральной Азии, то они с каждым годом и десятилетием все больше истощаются, а их потребление неуклонно растет. В то же время природа несправедливо распределила водные источники между государствами этого региона. Здесь есть страны с выраженным горным ландшафтом, где воды предостаточно. Это "прозрачное богатство" составляет основу экономики, более того, их народное хозяйство и экспортный потенциал не могут развиваться без использования водных ресурсов, строительства масштабных энергетических объектов. Другие же государства – равнинные, с развитым сельским хозяйством, сильной промышленностью - порой просто задыхаются от нехватки воды.
Как отметил в своем докладе на конференции президент Таджикистана Эмомали Рахмон, "площадь орошаемых земель в Центральной Азии увеличилась с 2,2 миллиона гектаров в начале ХХ века до 9 миллионов сегодня. Численность населения выросла с 20 миллионов в 1956 году до 63 миллионов в 2010-м".
Система водопользования, созданная во времена Советского Союза, разрушается на глазах. Из-за воды есть проблемы в "треугольнике" Китай – Россия — Казахстан, где существуют разночтения в подходе к распределению вод Иртыша. Еще более острую форму носят вопросы, связанные с водотоками в центральноазиатском регионе — там Таджикистан и Киргизия, расположенные в верхних течениях рек, никак не могут договориться с равнинными Узбекистаном, Туркменистаном и Казахстаном.
Глава Мирового совета воды Бенедитто Брага в своем выступлении на саммите в Душанбе отметил, что «в регионах, где вода становится не инструментом кооперации, а предметом ожесточенных дискуссий, могут быть использованы лучшие примеры». В качестве такого образца он назвал сотрудничество стран Латинской Америки и предложил применить аналогичную модель в Центральной Азии, где не прекращаются споры о распределении водных ресурсов. "Бразилия и Парагвай, вместо того, чтобы конфликтовать, совместно работают над вопросами водоснабжения. Тем самым страны сняли все водно-энергетические вопросы", - подчеркнул Брага.
Однако ни высокогорные, ни низинные страны никак не могут прийти к общему знаменателю. И это проблема давняя. И в дореволюционные времена, и в советские, да и потом, когда бывшие среднеазиатские республики стали независимыми государствами, она была камнем преткновения. Вспоминаю встречу в 1989 году с тогдашним первым секретарем ЦК Туркмении Сапармуратом Ниязовым, который вскоре был провозглашен Туркменбаши. Когда зашла речь об обострившихся водных проблемах, приведших к кровавым стычкам на приграничных территориях, он с удивительной откровенностью заметил: "Вот встречаются руководители среднеазиатских республик, обнимаются, но никогда не можешь быть уверен, что тебе не вонзят нож в спину"…
На конференции в Душанбе Таджикистан призвал мировое сообщество разработать после 2015 года "дорожную карту" для решения водных проблем. В основу концепции авторы идеи предложили заложить интегрированное управление водными ресурсами на региональном уровне. Сделать это, по их мнению, можно будет лишь при эффективном сотрудничестве соседних стран и поиске компромиссов.
На словах все звучит правильно, но пока компромиссные решения так и не найдены. Если богатые водными ресурсами Таджикистан и Киргизия считают себя вправе использовать их по своему усмотрению, то Узбекистан и Туркмения придерживаются противоположного мнения. Так, Ташкент последовательно выступает против строительства крупных ГЭС в Таджикистане и Киргизии. Он считает, что эти станции позволят соседям контролировать сток воды в верховьях Вахша и Нарына, от которой так зависят низинные территории.
Согласованных подходов к решению центральноазиатских водных проблем, которые бы удовлетворяли все стороны, несмотря на создание в последнее время ряда многосторонних механизмов, все же не удалось достичь, и угли новых конфликтов продолжают тлеть. Дело зачастую доходит до серьезных осложнений, стычек и дипломатических баталий. Ясно одно: вопросы, связанные с реками, которые идут через границы, не могут решаться в одностороннем формате. Зачастую и на двустороннем уровне просто не подступиться. Поиск решения необходимо вести на многосторонней основе.
Использование водных ресурсов в Центральной Азии – серьезная региональная проблема – не только экономическая, но и политическая. Она требует всестороннего обсуждения стран-соседей за круглым столом. Именно такой спокойный и продуктивный диалог с позиции здравого смысла, взаимопонимания, доброй воли народов и их политиков и нужен в ближайшие годы всем заинтересованным сторонам.