В понедельник, 11 ноября, в Екатеринбурге Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали новый межгосударственный договор о дружбе и сотрудничестве. Готовился он достаточно долго, потребовалось даже разработать в прошлом году Протокол о внесении изменений в Договор 1992 года о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который продлевает на очередные 10 лет это базовое соглашение. Как заявил тогда Нурсултан Назарбаев, "все эти 20 лет – это были 20 лет дружбы и доверия между нашими странами. Отношения шли по восходящей, и в международной политике мы придерживались одних и тех же позиций". А президент России подчеркнул: "Но самое главное, что мы добиваемся таких результатов в значительной степени за счёт снятия административных барьеров, а это – результат интеграции между Россией и Казахстаном".
Если все так хорошо, то для чего потребовалось вносить существенные изменения? Дело в том, что наступило время новой фазы в межгосударственных отношениях. Сегодня формальное признание государственной независимости друг друга сменилось реальными совместными проектами во всех областях деятельности – от торговли до освоения космоса - и разрастающимся всесторонним взаимодействием. Для политиков стало очевидным, что переформатированию необходимо подвергнуть все сферы наших отношений.
На формирование новой "суверенной" базы под сотрудничество уйдет много времени. Создание Таможенного союза показало не только безусловную необходимость интеграции, но различие в понятии сути. А появление Единого экономического пространства, вызвавшего пока еще довольно робкий переток капиталов и рабочей силы из страны в страну, продемонстрировало разность моделей экономики, финансовой сферы, фондового и страхового рынков, пенсионных систем, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, социальной и политической сфер. Думается, что в этом истоки противоречий в понимании сути сотрудничества в конкретных отраслях – нефтегазовой, транспортно-логистической, космической и других. Именно поэтому новой Договор о дружбе, как следует ожидать, будет содержать "полную перезагрузку" по всем направлениям и будет основан на критическом восприятии и переоценке всех сторон такого сотрудничества.
Если же говорить о торгово-экономическом сотрудничества России и Казахстана, то прошедший в Екатеринбурге 10 и 11 ноября X Форум межрегионального сотрудничества показал, что найдены правильные, как говорят, инструменты развития этих связей. Напомню, что до недавнего времени такие форумы носили название "приграничного сотрудничества" и начиная с 2003 года, когда в Омске впервые встретились высокопоставленные чиновники, бизнесмены и ученые, представлявшие 12 российских и 7 казахстанских регионов, расположенных вдоль одной из самых протяженных в мире (7512 км) сухопутных границ. Так вот, последний форум впервые прошел в российском регионе, не имеющем общей границы с Казахстаном. Но нельзя сказать, что выбор этот случаен. Средний Урал имеет с Казахстаном такие крепкие экономические и культурные связи, которым могут позавидовать её куда более близкие соседи. Достаточно сказать, что оборот торговли региона с Казахстаном в прошлом году превысил $1 млрд. при общем межгосударственном объеме в $25 млрд. Не удивительно, что на межрегиональную торговлю приходится до 70% межгосударственного товарооборота.
Естественно, что на рынок Казахстана пришел практически весь крупный бизнес России - "Росатом", Роскосмос, "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "РУСАЛ", "АвтоВАЗ", "Еврохим", ТМК, Сбербанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Группа компаний "САННА" и так далее. В то же время малый и средний бизнес, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, инновационные производства зачастую даже не подозревают о существовании друг друга. Создание Таможенного союза Единого экономического пространства в разы увеличило конкуренцию, заставляет заводить новые кооперационные связи, искать новые рынки сбыта. И в этом смысле переход на межрегиональные связи, повышение статуса предприятий и предоставления им большей самостоятельности стало ключом к решению вновь возникающих проблем. Это подтверждают и цифры - по итогам восьми месяцев текущего года товарооборот России и Казахстана составил $15,2 млрд, из которых 70% все так же приходится на долю межрегионального сотрудничества.
Кстати, на прошлогоднем форуме в Павлодаре было подписано соглашений и намерений на сумму около $2 млрд. Собравшиеся в Екатеринбурге считают, что, возможно, и на этот раз будут подписаны документы на такую же сумму. Что дает основание так считать?
В рамках форума работали Международная биржа и инвестиционный марафон, на котором обе страны представили свои наиболее интересные проекты. В частности, Свердловская область показала проекты создания "Титановой долины", строительства университетского кампуса, объектов к чемпионату мира по футболу-2018 и выставки ЭКСПО-2020. Очень интересно демонстрировала свои возможности "Русская медная компания". Прямо из выставочного павильона был произведен дистанционный запуск крупнейшего Михеевского горно-обогатительного комбината (Челябинская область), рассчитанного на переработку 18 миллионов тонн медной руды в год. Это интересно и для гостей из Казахстана - "Русская медная компания" (РМК) планирует направить $600 млн. на объекты в Казахстане до 2017 года. Суммарный объем российских капиталовложений в казахскую экономику за первое полугодие 2013 года составил $8 млрд., а по итогам года сумма может достичь $16 млрд.
Но главной темой на встречах представителей бизнеса обеих стран стали инновации, необходимые для качественного развития наших экономик. Это обмен опытом в сфере инноваций между российскими и казахстанскими компаниями и научными организациями; внедрение инновационных технологий в различные отрасли народного хозяйства; подписание договоров и меморандумов между участниками выставки; укрепление торгово-экономического сотрудничества и деловых связей между предприятиями двух стран и др.
Сегодня действует уже более 300 межрегиональных договоров между российскими и казахстанскими территориями в области торгово-экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества. В Екатеринбурге этот список пополнился. Да и как ему не расти, если регионы стали сотрудничать более активно. Если в 2012 году Казахстан официально посетило 12 бизнес-миссий российских регионов, а 2013-м - уже 51. А у соседей прошло 55 выставок с участием российского бизнеса, где присутствовали и выставляли свою продукцию около 1,5 тыс. предприятий. Есть и более глубокие связи. Сегодня на казахстанском рынке присутствует более 30 тысяч компаний с иностранным капиталом, в том числе 10,5 тысячи российских. Растет и количество совместных, российско-казахстанских компаний: если в 2011-м их было зарегистрировано 730, то в 2012-м - уже 850, по итогам 2013 года ожидается около 1100.
Но, говоря о роли межрегионального сотрудничества, нельзя ограничиваться только сухими цифрами. Гораздо важнее, что наступило время, когда экономическим сотрудничеством вплотную должны заниматься бизнес-сообщества. Если раньше для всего постсоветского пространства было характерно, что инициатива исходила от государственного аппарата, то теперь, получив большую свободу действий, бизнес сможет быстрее продвинуться по пути интеграции.
Есть и еще одно обстоятельство. Правительства России и Казахстана поставили задачу децентрализации власти и передачи части функций из центра на места. Именно с такой целью были созданы министерства региональной политики, которые должны обеспечит прямую и обратную связь между столицей и регионами. В частности, первый в истории Казахстана форум регионов пройдет в конце 2013 года. По мнению премьер-министра республики Серика Ахметова, тем самым дан старт новому уровню взаимоотношений между регионами, поиску практических решений для повышения их конкурентоспособности.
Кстати, сотрудничество Казахстана межрегиональном уровне не ограничивается Россией. В рамках Таможенного союза укрепляются связи Казахстана с регионами Белоруссии. А в 2014 году запланировано проведение первого форума регионов Казахстана и Польши.