Путин в Кремле, а затем и Обама в Брюсселе выступили с развернутыми заявлениями по поводу судьбы Крыма и перспективам отношений между Россией и Западом в целом. Политики явно намерены взять паузу и понаблюдать, как будут идти дела на Украине, где жесточайший политический кризис тесно переплетается с экономическим, делая шаткими любые прогнозы.
Квинтэссенция американской позиции изложена в интервью бывшего президента США Джимми Картера американскому телеканалу NBC. "Не думаю, что президент Обама или кто-то еще мог бы сделать большее, чтобы предотвратить эту историю в Крыму", - сказал он, добавив, что присоединение Крыма к России было "неизбежным". "Я не считаю, что был какой-либо способ навсегда отделить Крым от России", - подчеркнул он.
В этой связи очевидными выглядят и многочисленные заявления официальных лиц США и НАТО о том, что Вашингтон не будет применять силу в контексте украинского кризиса - ни сейчас, ни в будущем. Обама еще раз подтвердил это, выступая в Брюсселе 26 марта. Президент признал, что Россию не удастся вытеснить из Крыма "или сдержать ее силой от дальнейшей эскалации".
Более того, понимая, видимо, что дразнить Москву планами расширения НАТО за счет бывших республик СССР весьма опасно, Обама заявил, что у альянса "нет планов немедленного расширения". "Украина не подавала заявку на вступление в НАТО, - сказал он. - И не думаю, что ситуация в этом отношении изменится в ближайшее время".
Желанием избежать ненужной конфронтации продиктованы и санкции в отношении Москвы. Это - визовые и финансовые ограничения, наложенные на две дюжины высокопоставленных российских чиновников и военных, а также банк "Россия", сворачивание бутафорских контактов в военной сфере, приостановка буксующих не первый год переговоров по облегчению визового режима, а также отказ от участия в саммите "восьмерки". Все это имеет лишь демонстрационный характер.
Принятые Западом меры призваны показать только одно, что сформулировано словами Обамы: "Если российское руководство продолжит следовать нынешним курсом, мы вместе обеспечим усиление изоляции России". В этом случае, пообещал глава американской администрации, "санкции будут расширены", а последствия для экономики России и ее репутации на международной арене станут еще более серьезными.
Правда, эта "красная линия" проведена очень жидкими чернилами. Более того, судя по заявлениям американского президента, сотрудничество с Москвой будет со временем восстановлено: "Мир заинтересован в сильной России, гордящейся своей историей, - заявил он. - По нашему мнению, мировое сообщество получило выгоду от того, что Россия когда-то предпочла путь сотрудничества, основанного на взаимном уважении".
Выступление Обамы в Брюсселе это - своего рода ответ на внеочередное послание Путина членам Федерального собрания России, оглашенного в Кремле 18 марта, где речь шла о присоединении Крыма, ситуации на Украине, и взаимоотношениях с Западом в целом.
Зарубежные СМИ в качестве ключевого момента речи российского президента выделили отказ России от расширения на восток Украины: "Не верьте тем, кто пугает вас Россией, кричит о том, что за Крымом последуют другие регионы. Мы не хотим раздела Украины, нам этого не нужно".
Формально можно считать и так, но постановка вопроса значительно шире и из России видится иначе.
"Скажу прямо, у нас болит душа за всё, что происходит сейчас на Украине, что страдают люди, что они не знают, как жить сегодня и что будет завтра. И наша обеспокоенность понятна, ведь мы не просто близкие соседи, мы фактически, как я уже много раз говорил, один народ", - подчеркивает Путин.
Вопрос для него не в территориальных приобретениях, сецессии или аннексии, как представляет дело президент США, а в единстве славяно-православной цивилизации.
Именно поэтому Путин впервые определил русских как разделенную нацию и привел пример объединения Западной и Восточной Германии: "Наша страна однозначно поддержала искреннее, неудержимое стремление немцев к национальному единству. Уверен, что вы этого не забыли, и рассчитываю, что граждане Германии также поддержат стремление русского мира, исторической России к восстановлению единства".
Иными словами, Путин говорит о воссоединении русского мира, как о своей исторической миссии. И это вовсе не восстановление СССР или тем более Российской империи. И это - не та цель, на которую могут повлиять исключение России из "восьмерки" или давление на российских олигархов, которые уже начали переориентироваться на китайские активы.
Возможно, хотя и не очевидно, что это понимают и в Вашингтоне и не спешат уточнять координаты "красной черты". В немалой степени этому способствует и ситуация на Украине.
Россия настаивает, чтобы кризис в этой стране был решен на основе соглашения 21 февраля подписанного между президентам Януковичем и лидерами политической оппозиции при участии министров иностранных дел Германии, Франции и Польши. В нем идет речь о новой конституции, одобренной на референдуме, о формировании органов власти на ее основе. В противном случае Москва не признает итоги президентских выборов на Украине, намеченных на 25 мая. "Без конституционной реформы легитимность этих выборов по-прежнему под вопросом", - заявил в интервью ИТАР-ТАСС замминистра иностранных дел России Григорий Карасин.
Похоже, что эту точку зрения не отрицают и в США. "Говорили о необходимости призвать власти в Киеве к тому, чтобы они уделили пристальное внимание конституционной реформе, которая учитывала бы интересы всех регионов Украины", - заявил министр иностранных дел Сергей Лавров после встречи с Джоном Керри в Гааге 24 марта. "Мне кажется, что есть понимание относительно конституционной реформы с американскими коллегами". В свою очередь, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил 27 марта в Раде, что Украине необходимо срочно провести конституционную реформу и передать власть на места.
По сути, речь идет об изменении государственного устройства Украины и переходе от унитарного государства к федерации. Но это тема для суровых политических дискуссий, поскольку в подтексте маячит право выхода субъектов федерации из состава украинского государства.
Как они пойдут на фоне обострения экономического кризиса, совсем не ясно. С 1 мая на 50% дорожает газ для населения, следом - газ для индустрии, которая на Украине традиционно энергоемкая. Уже анонсировано повышение цен на табак и алкоголь. Но и это не все. "Страна находится на грани экономического и финансового банкротства… Цифра общего фискального разрыва, или иначе говоря сколько стране не хватает в 2014 году - 289 млрд. гривен, что сравнимо с годовым национальным бюджетом", - заявляет в Раде Яценюк. Сумма более чем существенная - $26 млрд. А есть еще выплаты по краткосрочным долговым обязательствам за рубежом.
На этом фоне договоренность об открытии Международным валютным фондом (МВФ) двухлетнего кредита Украине на $14-18 млрд. выглядит не более, чем легкое жаропонижающее.
Будущее Украины остается открытым вопросом.