60 лет назад в мире появилась уважаемая и влиятельная Организация солидарности народов Азии и Африки (ОСНАА). В её ряды вошли десятки государств мира. Тогда же в нашей стране был создан Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, как встречная реакция на рождение ОСНАА. В переломную для страны эпоху работа нашего комитета была сведена к минимуму, но… времена меняются.
И, что символично, именно в стенах Министерства иностранных дел России прошла на днях представительная конференция, с трибуны которой было заявлено: отечественный комитет солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки свою деятельность продолжает! Фактически, произошло возрождение Движения солидарности. И если кто-то позволит себе отнестись к этому скептически, то должен напомнить, что сегодня страны Азии и Африки – это более половины Человечества, почти две третьих.
И не Западом единым силен этот мир. Тем более что награбленные в его колониях деньги на Западе кончились, а процесс безудержного печатания банкнот – что в США, что в Евросоюзе – уже довел их экономику до грани краха, а ещё – подвел к смене той модели, что эффективно проработала почти 500 лет. Теперь видно, что её потенциал исчерпан, и борьба за места будущих лидеров начинает приобретать весьма ожесточенные формы.
Так что восстановление давних дружественных связей Москвы и афро-азиатских стран состоялось вовремя – в исторический момент, когда пошло переформатирование однополярного мира в мир многополярный. А это будет уже совсем иная история для жителей Земли в XXI веке. Тем более что решение возродить деятельность отечественной организации, заслужившей во второй половине ХХ века уважение и авторитет в очень многих странах мира, вызвало живой интерес в тех краях.
В Москву специально для участия в этой конференции прилетели из Каира президент ОСНАА Хильми эль-Хадиди и генеральный секретарь организации Абдель Раззак Нури. Президент ОСНАА даже расчувствовался на трибуне и высказался так: «Счастлив, что присутствую на возрождении Российского комитета солидарности, ждал этого события многие годы».
Здесь уместно напомнить слова нового президента Российского комитета солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки, заместителя председателя Совета Федерации Ильяса Умаханова о том, что «лишь благодаря благородной и самоотверженной работе огромной когорты замечательных патриотов и профессионалов удалось сохранить нашу организацию в сложный период распада СССР и в трудные для страны 90-е годы». Справились! Сохранили!
Действительно, как заметил министр иностранных дел Сергей Лавров, который специально приехал для того, чтобы приветствовать участников гостей: «Мы имеем долгие, уходящие в историю отношения с этой структурой. Я очень рад, что сегодня мы продолжаем эти традиции и начинаем новый этап в условиях, когда эта солидарность востребована как никогда». В кулуарах услышал от иностранных гостей такое: «Лавров приехал. Конференция в здании МИД. Это все очень хорошо!»
В выступлении Сергея Лаврова прозвучал очень интересный, новый подход России к работе Организации Объединенных Наций, и на это обратили внимание: «В интересах обеспечения сбалансированности международной системы в ходе продолжающихся дискуссий о реформе Совета Безопасности ООН, мы в качестве абсолютного приоритета настаиваем на том, что, прежде всего, необходимо исправить дисбаланс, сложившийся в составе Совета Безопасности в том, что касается представленности развивающихся стран, настаиваем, чтобы самое главное внимание в этой работе уделять повышению представленности Азии, Африки и Латинской Америки. Это будет нашей позицией до того, пока этот вопрос не будет решен удовлетворительно для наших партнеров из развивающегося мира».
Эта позиция России, как представляется, станет очень сильным побудительным мотивом для укрепления сотрудничества Москвы со столицами афро-азиатских и латиноамериканских стран в условиях начавшейся смены конфигурации с однополярного на многополярный мир. Инициатива может привлечь на нашу сторону немало новых сторонников. Только взгляните на очередь в Кремль, которую уже не первый год формируют лидеры стран Азии и Африки, даже те, кто прежде не были замечены в особых симпатиях к России. Времена меняются, а ощущение защищенности и чувства справедливости – вещи, особо востребованные в кризисный период. Вот за этим в Москву и устремились… И Лавров очень точно это сформулировал: «Безусловно, наше дело справедливое. Это понятно всем».
Замечу, что в унисон прозвучало и заявление посла Сирии в РФ Рияда Хаддада, который назвал Россию ни много, ни мало – «иконой международной политической морали». И ещё он выразил мнение многих своих коллег – народы стран Азии и Африки «всегда хорошо понимали различия между политикой Запада и России»: «Россия предоставляла помощь и проявляла солидарность с развивающимися странами, выступала против политики гегемонии и колонизации и стала иконой международной политической морали. В то время, когда страны Запада испокон века стараются сохранить свою гегемонию, присвоить и истощить богатства других стран, опорочить историю».
Процитирую и известного политика и общественного деятеля Александра Дзасохова, который отдал долгие годы плодотворной деятельности в руководстве Советского комитета солидарности стран Азии и Африки и приложил много усилий ради возрождения Комитета в новых исторических условиях: «Символы, как и образы, как и память о достойном прошлом, имеют значение не только в культуре, но и в политике. Считаю, что надо сохранить и дать новую жизнь дому 10 на улице Пречистинка (бывшая Кропоткинская), где более 60 лет находился Советский комитет солидарности с народами Азии и Африки – предшественник воссозданного Российского комитета, организация, имеющая широкую известность во всем мире. Порог этого дома переступали многие лидеры стран Азии и Африки – Оливер Тамбо и Джошуа Нкомо, Амилкар Кабрал и Агостиньо Нето, Ясир Арафат и Юсеф Сибаи... Если бы на фасаде этого дома были установлены памятные доски в честь этих людей, то места бы свободного не осталось».
Да, перед нами – очень выразительный пример преемственности, который, несомненно, окажет влияние на общественное настроение в плане того, что опыт и история целого ряда отечественных структур, проявивших себя в ХХ веке, весьма полезны и востребованы в веке нынешнем, в Третьем тысячелетии. Похоже, что факт возрождения Движения солидарности может оказать влияние на достаточно широкую проблематику сегодняшнего дня в международной политике.