Как сообщило в понедельник информационное агентство Reuters, секретный спутник под кодовым обозначением Zuma, запущенный в воскресенье ракетой-носителем Falcon 9 американской компании SpaceX, не достиг расчетной орбиты и разбился при падении в океан.
Специалисты полагают, что Zuma не смог вовремя отделиться от второй ступени носителя и либо разрушился в космосе, не достигнув расчетной орбиты, либо разбился при падении в океан. Вооруженные силы США исходят из того, что спутник «списан с баланса».
Информация о назначении спутника не разглашается, как это обычно бывает в случае запуска секретных аппаратов, выводящихся в космос. SpaceX была выбрана в качестве оператора запуска и производителя ракеты основной компанией-подрядчиком американского министерства обороны Northrop Grumman. Всего SpaceX планирует в 2018 году совершить около 30 запусков. В 2017 году ракеты этой компании отправлялись в космос 18 раз.
Как заявил в эксклюзивном интервью Инфоросу известный российский эксперт в области космоса Александр Галкин, неудачные запуски американских ракет-носителей случались и ранее, поэтому нынешний неудачный запуск спутника Zuma американской компанией SpaceX не является чем-то экстраординарным в истории космических исследований Соединенных Штатов. Достаточно вспомнить, что за последние 10 лет произошло семь нештатных запусков ракет-носителей США, из них шесть аварийных и один частично неудачный. Причем ЧП происходили с различными космическими носителями — Atlas V, SPARK, а также ракетами частных компаний Orbital ATK и SpaceX.
Кроме того, отметил эксперт, в 2016 году в ходе предстартовых испытаний взорвалась ракета Falcon 9 с установленными на ней спутниками. В результате был потерян 31 спутник, включая малые аппараты, и два частных американских автоматических космических корабля — Cygnus (Orbital ATK) и Dragon (SpaceX), использующихся для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС). Можно назвать еще ряд нештатных запусков американских ракет-носителей.
Вместе с тем, с учетом общего огромного количества запускаемых США космических аппаратов, процент их нештатных запусков достаточно небольшой, подчеркнул Александр Галкин. Так что, по его мнению, драматизировать ситуацию особо не следует.
Это нюанс важен по той причине, что Россия и США по-прежнему весьма успешно сотрудничают в космической области и каждую неудачу партнера переживают как собственную. Не секрет, что введенные Вашингтоном санкции коснулись многих российских компаний, в первую очередь в энергетической сфере. Однако Роскосмос напрямую не попал под эти санкции, хотя отдельные российские компании, входящие в структуру этой корпорации и тесно сотрудничающие с ней, уже находятся под санкциями США, так как поставка продукции военного назначения была запрещена американским Госдепом еще в марте 2014 года.
Непопадание Роскосмоса в американский санкционный список говорит о многом. В Вашингтоне, судя по всему, отдают себе отчет в том, что на данном этапе сотрудничество с Россией в космосе просто необходимо и даже выгодно США, где деньги считать умели всегда. Ведь американцы по-прежнему еще нуждаются в наших надежных и доказавших на практике свою состоятельность двигателях, производимых на НПО «Энергомаш имени академика Глушко» в подмосковном городе Химки: РД-180 для тяжелой ракеты Atlas V и РД-181 для среднего носителя Antares. Причем договоры по российским поставкам ракетных двигателей за океан заключены на многие годы вперед.
По мнению ряда российских экспертов, США в ближайшее время не будут заниматься разработкой своего собственного ракетного двигателя, поскольку им гораздо выгоднее покупать его в России. Хотя, следует признать, американцы давно планируют окончательно отказаться от закупок российского двухкамерного жидкостного ракетного двигателя для первых ступеней ракет РД-180, срок поставок которых в США заканчивается в 2022 году.
К этому сроку предполагается заменить РД-180 на кислородно-метановый двигатель BE-4 компании Blue Origin. Однако сама ракета разработана под керосин, а не метан, и переход на новый двигатель фактически означает создание новой первой ступени, что весьма затратно. Также рассматривается возможность установки на Atlas V двигателя Aerojet AR-1 фирмы Aerojet Rocketdyne, который разрабатывается с 2015 года. Однако адекватной замены РД-180 у американцев по-прежнему нет и еще не факт, что эта замена состоится в обозримом будущем. По единодушному мнению специалистов, пока технические характеристики российского РД-180 существенно выше предлагаемых американских аналогов.
«Это не тайна, что Соединенные Штаты собираются заменять наши двигатели, вероятно, менее надежными и более дорогими, но местными американскими двигателями. Вы должны понять, что однажды они сделают это», — цитирует издание Defense News генерального директора Роскосмоса Игоря Комарова.
Пока же наш «Энергомаш» был и остается мировым лидером в производстве ракетных двигателей. Причем у предприятия есть планы по увеличению продаж двигателей. «Энергомаш» в кооперации с Центром имени Хруничева производит двигатель РД-181, который вполне может заменить РД-180 на американском рынке, сменив только покупателя и адрес ракетного носителя.
Безусловно, антироссийские санкции затрудняют процесс улучшения отношений Москвы и Вашингтона, но необязательно мешают сотрудничеству в ряде областей. Среди них находится и космос, который по-прежнему остается «вне политики». На околоземной орбите санкции практически не имеют значения. Так, агентство NASA будет работать с Роскосмосом по существующему проекту МКС до 2024 года. В перспективе, как считают специалисты, может появиться новая международная станция. Кроме того, российские и американские ученые с интересом рассматривают возможность совместной работы по исследованию Венеры.
Одним словом, сотрудничество России и США в космической области лишний раз подтверждает старую пословицу «Собаки лают — караван идет».