В четверг, 7 июня депутаты Народного Собрания Армении обсудили программу нового премьер-министра РА Никола Пашиняна. В семи главах этой программы только одна глава посвящена экономике.
Не буду описывать ход обсуждения новой правительственной программы (его достаточно подробно описали армянские СМИ), а также различные аргументы «за» и «против» тех или иных разделов и пунктов названного документа. Остановлюсь лишь на шестой главе, которая посвящена экономике.
Обсуждать какую-то конкретику или же предлагаемые правительством цифры нет смысла: ни того, ни другого в программе нет. Есть лишь некоторые привлекательные лозунги, призванные замаскировать истинные намерения бенефициаров «бархатной революции». Вот об этом – о том, что не прозвучало, да и не могло прозвучать во время обсуждения «программы Пашиняна» в парламенте РА, и поговорим.
Очевидно, что те граждане Армении, что месяцем ранее выступили против власти Сержа Саргсяна, а сегодня верят новому лидеру страны (и их сегодня в РА большинство), надеются на перемены к лучшему, а также на то, что внесенная на обсуждение в Народное Собрание программа направлена на реализацию народных интересов. В этом сегодня убеждают армян и многие национальные СМИ, в которых не то что критиковать, но даже задавать вопросы новому правительству считается дурным тоном.
А между тем «программа» Пашиняна – это, по сути, первый шаг к уничтожению Армении как суверенного государства.
Для подтверждения высказанного мной тезиса считаю важным напомнить историю 5-летней давности, когда в армянском руководстве обсуждался вопрос о возможном присоединении РА к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Проамериканские настроения в стране еще не были так сильны, как сейчас, экономика же находилась в упадке. Саргсян колебался – к кому примкнуть: к ЕС или ЕАЭС. ЕС не предлагал ничего конкретного, Россия же предлагала снижение стоимости поставляемого в Армению газа и открытие рынка для армянских товаров.
Автор этих строк на встречах с армянскими экспертами предлагал запустить в РА программу модернизации национальной экономики, стартером и драйвером которой могли бы стать инвестиционные проекты с участием крупных российских компаний. (Об этом см., здесь - http://arka.am/ru/news/economy/armenii_neobkhodim_modernizatsionnyy_proekt_ekonomicheskogo_razvitiya_ekspert/)Для этого от армянской стороны требовалось всего-ничего: подготовить проект программы модернизации экономики РА и выставить его партнерам по ЕАЭС и, прежде всего, России как встречное условие вступления Армении в эту интеграционную структуру.
Увы, армянскому руководству это оказалось не нужно. Саргсян предпочел договориться о некоторых преференциях Армении со стороны России напрямую, не заморачиваясь на подготовке программы развития. Как результат – стагнация армянской экономики и закономерный социальный взрыв, который вынес за пределы армянской власти и Саргсяна, и его партию, предложившую обществу «программу развития» с опозданием, серьезными ограничениями и заложенными в ней системными ошибками.
Сегодня армянское общество обоснованно и справедливо ожидает от Пашиняна реальной программы социально-экономического развития страны. Но что предлагают армянам новый премьер-министр и его правительство?
Увы, новый кабинет министров РА предлагает стране не модернизацию, а реформы. Почувствуйте, как говорится, разницу!
То есть, речь не идет о развитии страны на своей собственной основе – речь идет о реформах. О прозападных реформах. Не более того.
Пашинян не объявлял конкурса на подготовку экономической программы, не устраивал общенациональной дискуссии или референдума по поводу смены курса страны, не обращался за помощью в разработке программы модернизации Армении к ЕЭК или российским экономистам – раз уж речь идет о необходимости фундаментальных перемен в РА как стране – члене ЕАЭС. Первым делом он пригласил в Армению для разработки программы экономических реформ американского экономиста турецкого происхождения Дарона Аджемоглу. И это то, что нужно знать о реальных намерениях нового премьера.
Вы верите, что неолиберала Дарона Аджемоглу волнуют проблемы экономического развития Армении, укрепление экономического и политического суверенитета РА и рост благосостояния простых армян?
Я – нет. Впрочем, не в вере дело. Любому мало-мальски профессиональному экономисту на постсоветском пространстве хорошо известны неолиберальные рецепты западных экономистов по «подъему» экономик периферийных стран. Достаточно посмотреть на гибнущие экономики соседней Грузии, а также Украины или Молдовы.
Совершенно очевидно, что Армении будут обещаны зарубежные инвестиции, условием чего станет требование МВФ вложить бюджетные средства в инфраструктуру. За неимением у РА денег на модернизацию инфраструктуры, правительству будут обещаны кредиты. Чиновники с радостью примут зарубежные кредиты (тем более что значительная часть поступивших средств осядет у них в карманах – как это происходит во всех постсоветских странах, попавшихся на эту удочку), а растущий долг повиснет на шее у армянского народа.
Вот так, посредством простой политико-финансовой схемы у Армении будет забран её суверенитет – сначала экономический, а затем и культурно-политический.
Разумеется, ни Пашинян, ни его сторонники в правительстве РА не могут рассказать народу об этой схеме. Вот почему был написан и направлен в парламент страны некий текст, именуемый «программой развития», в котором нет ни слова по существу.
Как сделать так, чтобы Армения сохранила экономический суверенитет и при этом обеспечила высокие темы экономического роста?
Нужно понимать, что армянская экономика – неотъемлемая часть цивилизационной евразийской (постсоветской) экономической системы. Посему в небольшой Армении базовым условием экономического роста являются низкие цены на газ и другие минеральные энергоносители, что позволяет развивать конкурентоспособное сельское хозяйство с последующим гарантированным экспортом продуктов питания. Куда? Туда же, откуда поступает газ, - в Россию.
В свою очередь, неолиберальные реформы, затеваемые сегодня правительством Пашиняна, направлены на то, чтобы вырвать экономику РА из евразийского цивилизационного контекста и встроить его в качестве колониального сегмента в экономику Запада.
Первым и самым важным шагом нового правительства станет десуверенизация энергетической системы Армении с последующей её продажей западным компаниям, которые неизбежно поднимут цены на электроэнергию до уровня мировых. Вот почему команда Никола Пашиняна в первые же дни своего правления обозначила в качестве первоочередной цели «национализацию» компании «Энергетические сети Армении».
Рост цен на электроэнергию и топливо убьет не только индустриальный сектор Aрмении, но и сельское хозяйство. (К слову, неолибералы в любой постсоветской или восточно-европейской стране никогда не ставили задачу развивать производственный сектор: всегда и везде они занимались и занимаются в основном приватизацией и продажей национальных активов).
Россия, для которой дружба с армянским народом является константой, будет держать свой рынок открытым для армянской продукции до упора, но сердобольность российского руководства, увы, не спасет экономику РА, если в этой стране не произойдет достаточно скорого отката от проамериканского курса к прагматической и пронациональной политике.
Напомню, что в 2016-17 гг. в Армении начался реальный экономический рост. В страну из РФ пошли значительные инвестиции. Еще 2-3 года в таком темпе – и РА могла бы превратиться в страну со стабильно растущей экономикой.
Может быть, именно поэтому её подстрелили на взлете те, кому не нужна процветающая Армения, но нужно еще одно марионеточное государство на Южном Кавказе по соседству с Ираном.