Константинопольский патриархат намерен предоставить украинской церкви статус автокефальной. Какие угрозы православному миру несет это решение? Об этом в интервью журналисту Заза Давитая рассказал грузинский священник, настоятель храма Святой Марины протоиерей Давид Исакадзе:
Согласно решениям Всемирного собора, Константинополь, то есть Всемирный патриарх, по отношению с патриаршими синодами остальных местных церквей удостоен права первенства чести. Однако этот статус не предоставляет права вмешиваться в дела местных церквей других стран и рассматривать жалобы, полученные от этих церквей, и принимать решения. То есть епархия Украины не имеет права запрашивать автокефалию?
- Признание автокефалии имеет свою строго определенную процедуру. Украинская епархия подчиняется РПЦ. В соответствии с церковными законами, если епархия хочет получить автокефалию, она должна обратиться к Матери-церкви, в этом случае к Московскому патриархату, который имеет право принять соответствующее решение. В случае положительного решения - автокефалию должны признать все местные православные церкви в мире. По-другому признание автокефалии не произойдет.
А каковы аргументы Константинопольского патриархата?
- В 1686 году Всемирный патриарх Дионисий IV предоставил Московскому патриархату право управлять Церковью Украины, и таким образом Украинская церковь перешла под юрисдикцию Московского патриархата. Патриарх Константинопольский не имел никакого права отменить решение другого патриарха - Дионисия, не пройдя вышеперечисленные шаги. Дело в том, что каноническая церковь Украины не стремится получить автокефалию. Это является попыткой ориентированного на Запад украинского президента Петра Порошенко, Верховной рады Украины и двух групп, которые находятся в расколе с Украинской епархией. Первая - это "Украинская православная церковь Киевского патриархата", которая отделилась от РЦП в 1992 году, после чего митрополит Филарет (Денисенко) был предан анафеме. Вторая - "Украинская автокефальная церковь", которая была создана советским правительством в 1921 году, но позже из-за связи с фашистской Германией этим же правительством была подвергнута изгнанию и в связи с этим назвала себя Катакомбной церковью. В настоящее время ее возглавляет также преданный анафеме митрополит Макарий (Малетич). Константинопольский патриархат на основе этих двух групп намерен признать автокефалию Церкви Украины, которая противоречит всем законам церковного устройства. Кроме того, есть еще одно интересное обстоятельство – в 1999 году патриарх Варфоломей отправил письмо Московскому патриарху Алексию Второму, в котором он согласился с решениями всех соборов РЦП, принятых в отношении митрополита Филарета в связи с его отлучением. После этого Константинопольский патриарх официально не вносил никаких изменений в свою позицию. Теперь, идя на признание автокефалии Украинской церкви, он ревизует свою первоначальную позицию. Более того, он совершил два важных нарушения: начал действовать на пространстве РПЦ и своевольно снял с Филарета анафему.
Кому позволено снятие анафемы?
- Это прерогатива только того церковного собора, который предал конкретного человека анафеме. Более того, снятие анафемы возможно лишь на основании искреннего покаяния, которое не произошло в данном случае. Константинопольский патриархат в связи с объявлением автокефалии Церкви Украины готовит так называемый Томос (Церковный письменный указ), однако Священный синод РПЦ разорвал евхаристическое общение с Константинопольской церковью. Представители РПЦ больше не будут участвовать в организованных встречах или других собраниях Вселенского патриархата.
Является ли этот подход справедливым?
- Это официальное решение РПЦ. У нее есть каноническое право на такой подход, так как Константинопольский патриарх Варфоломей - представитель чужой церкви - вторгся в пространство РПЦ.
Какие угрозы несет решение Константинополя?
- Прежде всего, очень жаль, когда в церкви происходит такое масштабное противостояние. После этого же ни иерархи РПЦ, ни миряне, прихожане больше не принимают участия в жизни Константинопольской церкви. Кроме этого, как только эти две псевдоцеркви - "Украинская православная церковь Киевского патриархата" и "Украинская автокефальная церковь" - получат статус автокефалии, они попытаются получить церковное имущество на территории Украины, которое сейчас находится в юрисдикции РЦП. С этим не будут мириться священнослужители и прихожане. Произойдет кровавая конфронтация. Такие факты не раз имели место в прошлом. Но и это не все.
В разных странах группы, которые находятся в расколе с церковью, потребуют от Константинопольского патриарха каноническое признание и предоставление тех полномочий, которые были отданы раскольникам в Украине. Эта опасность существует, например, в Македонии, которая раньше принадлежала Югославии. Там теперь существует каноническая церковь, находящаяся под юрисдикцией Сербской церкви. Сербия и Македония - это уже разные государства, и если существующая в Македонии схизматическая группировка тоже потребует автокефалию, в этой стране кровавое соперничество будет неизбежно. Кстати, на днях Синод Сербской православной церкви осудил действия Константинопольского патриархата на Украине!
Есть ли такая же угроза для Грузии?
- Катаклизмов наша родина не избежит. В отколовшемся регионе Грузии - Абхазии - существует ряд раскольнических групп, которые ищут способы называться каноническими церквями. РЦП отказывает им и признает юрисдикцию Грузинской церкви на территории Абхазии, но схизматы, поощряемые украинским прецедентом, вместо Московского патриархата попросят Константинопольского патриарха об автокефалии и, скорее всего, получат от него согласие. Хотя грузинское население изгнано из Абхазии, патриархат Грузии никогда не согласится на признание автокефалии в Абхазии.
Известно ли вам, как патриархат Грузии оценивает события в церковной жизни Украины?
- Я говорил от своего лица, а не об отношении патриархата Грузии. Уже известно, что позиция многих высокопоставленных грузинских епископов, а также широких кругов духовенства, которые единодушно соглашаются, что истина находится на стороне РЦП. Несмотря на все это, ни патриархат Грузии, ни патриархаты других стран пока официально не заявили о своей позиции - еще есть надежда, что напряженность в православном мире спадет.