Андрей Ильяшенко, международный обозреватель.
В Японию пришел «омикрон». Число зарегистрированных ежедневных случаев заболевания коронавирусом в Японии 13 января превысило 18 000 человек. Это при том, что еще месяц назад отмечались лишь единичные случаи заражения. Особенно не радует тенденция к взрывному росту статистики – если 4 января было 1000 случаев, то двадцатикратный рост достигнут всего за 10 дней.
Сравнительно благополучная по ковиду Япония в шоке. Еще недавно над секретом неуязвимости японцев перед лицом пандемии уже начали задумываться местные ученые, предлагая порой весьма экзотические объяснения - например, вирус сам себя уничтожил. И вдруг такое. Почему?
Между тем выясняется, что особенно бурный рост заболеваемости зафиксирован в южной префектуре Окинава, где за день было подтверждено 1644 случая заражения, а в западной префектуре Ямагути было зарегистрировано рекордное для нее количество — 182. Там, а также в Хиросиме уже введено особое положение, включающее сокращение времени работы общепита и запрет на продажу алкоголя в ресторанах и закусочных а также другие административные меры.
Всех их объединяет одно. Как сообщает японское информационное агентство Киодо Цусин, губернаторы упомянутых префектур открыто говорят, что причиной вспышки стал завоз нового штамма на американские военные базы на Окинаве и в Ямагути.
Японские СМИ сообщают, что рассадниками инфекции стали авиабаза Ивакуни (префектура Ямагути), Кэмп-Хансен (префектура Окинава), авиабаза Кадена (там же) и военно-морская база Йокосука (префектура Канагава), недалеко от Токио.
Это подтвердил и министр иностранных дел Японии Ёсимаса Хаяси, заявив в четверг, что кластеры заболевания ковидом на военных объектах США в Японии, возможно, вызвали всплеск инфекций в некоторых районах страны.
«Мы не можем отрицать возможность того, что инфекционная ситуация на объектах вооруженных сил США является одним из факторов распространения вируса в прилегающих к ним районах, — заявил Хаяси на пресс-конференции в Японском национальном пресс-клубе, добавив: — Я воспринимаю это серьезно».
Ранее он уже разговаривал по телефону с госсекретарем США Энтони Блинкеном и потребовал по просьбе губернатора Окинавы усилить карантинные меры, в том числе ограничения на перемещение американского военного персонала.
Проблема в том, что и американские базы и американские военнослужащие имеют экстерриториальный статус в Японии в соответствии с двусторонним межправительственным соглашением. Проще говоря, японские законы и правила на них не распространяются. Поэтому военнослужащие США, прибывающие в Японию, ранее освобождались при въезде от тестирования на коронавирус и карантина. Это при том, что Япония почти полностью закрыла свои границы.
Дальше заражение чрезвычайно прилипчивым «омикроном» шло лавинообразно. Инфицированные военнослужащие либо заражали местный персонал военных баз, либо сами отправлялись «в город».
Премьер-министр Фумио Кисида пока уклонился от выражения своего мнения о возможной причинно-следственной связи между всплеском инфекций среди военнослужащих США и местных жителей, заявив, что установить причину заражения "трудно". Уклончивость – это его политический конек.
Однако в ходе переговоров министров иностранных дел и обороны Японии и США, прошедших на прошлой неделе в формате «2+2», эта тема затрагивалась наряду с такими чувствительными для Токио и Вашингтона темами, как отношения с КНР и КНДР.
США согласились «сделать все, что можно», дабы снять проблему. Но маловероятно, что претензии японской стороны как-то повлияют на планы ротации персонала военных баз или режима несения службы. О пересмотре Соглашения о статусе вооруженных сил США в Японии речь не шла, заявил журналистам министр обороны Нобуо Киси.
Между тем, как сообщили власти Окинавы, ситуация настолько нервозна, что некоторые жители остаются ночевать в своих автомашинах, чтобы случайно не заразить свои семьи.
Разумеется, «омикрон» проник в Японию не только через американские военные базы. Зафиксированы случаи завоза обычными путешественниками, которых, видимо, хватило для всплеска заболеваемости.
Однако проблема американских военных баз в Японии довольно токсична для населения страны. Регулярные инциденты с авиационной техникой, неблаговидные поступки и даже преступления американских военных совсем не редки в Японии, где расквартировано почти 50 тысяч морских пехотинцев, моряков и летчиков – крупнейший американский воинский контингент в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не радуют местных жителей и шумные учения, наносящие ущерб окружающей среде и рыболовству.
При этом японское правительство крайне осторожно подходит к требованиям региональных властей о переносе американских военных объектов подальше от населенных пунктов. Особенно это относится к Окинаве, где под американские базы отдано около 20 процентов территории префектуры, а, например, взлетная полоса крупнейшей базы морской пехоты Футенма находится в 300 метрах от местной школы. Дебаты по этому поводу длятся уже не один десяток лет.
Японо-американский союз на протяжении всей послевоенной истории был краеугольным камнем японской политики безопасности. Его ослабление – страшный сон для Токио, испытывающего все нарастающее беспокойство в отношении Китая и КНДР. Токио молчит и платит.
В январе Япония и США подписали соглашение о расходах, связанных с размещением американских военных баз. Документ охватывает период с 2022 по 2026 год. За это время расходы Японии на содержание военных баз США составят 1,055 трлн иен ($9,29 млрд по текущему курсу). В год показатель расходов на эти цели составит около 211 млрд иен ($1,85 млрд). Это примерно на 10 млрд иен ($86,2 млн) больше, чем в текущем финансовом году (истекает 31 марта 2022 года).
Однако ситуация с базами, особенно в контексте пандемии ковида, весьма опасна для японских политиков. Во многом из-за неудачной антиковидной политики потерял свой пост предшественник нынешнего премьера Есихиде Суга. Нынешний лидер страны Фумио Кисида пока набирает на ковиде очки, его популярность растет. Однако проблема баз – слабое место нового премьера, подчеркивают японские аналитики, оценивая его первые 100 дней на посту главы японского правительства. Между тем новая волна ковида в Японии только набирает обороты.