Сергей Саенко, международный обозреватель
Соединенное Королевство в 2022 году трясло как никогда ранее. Причем абсолютно во всех областях: политической, экономической, социальной. Особенно это наблюдается после 24 февраля, когда Россия начала специальную военную операцию (СВО) на Украине. Вполне ожидаемо, что Лондон осудил Москву за этот шаг и предпринял ряд враждебных действий в отношении нашей страны. Так, британские власти ввели санкции в отношении целого ряда российских компаний, предприятий и банков, а также 1,2 тыс. юридических и физических лиц, в число которых попал и автор этих строк. Затем Британия заморозила российские активы на сумму £18,39 млрд ($20,95 млрд) и запретила полеты всех российских авиакомпаний на Британские острова и заходы судов под флагом России в британские порты.
К тому же после начала СВО Великобритания начала интенсивно накачивать киевский режим различными видами вооружений. По утверждению британского премьера Риши Сунака, в 2022 году Лондон оказал Украине военную помощь на сумму более £3 млрд ($3,63 млрд). К тому же британские премьеры и другие высокопоставленные чиновники зачастили в Киев с визитами, во время которых обещали президенту Зеленскому всестороннюю поддержку и помощь. Однако, заметим, помогая Украине, Британия существенно ослабила свою обороноспособность. Так, в Минобороны страны признают, что СВО обнажила «критическую уязвимость Соединенного Королевства». Там полагают, что британское оружие устарело и существенно уступает современным российским видам вооружений.
На фоне СВО Лондон существенно усилил антироссийскую риторику. Судя по всему, для застрявших в эпохе холодной войны британских властей нет темы интереснее, чем противодействие России. Отсюда – и новые угрозы и выпады в адрес нашей страны. Даже внутренние неурядицы официальный Лондон пытается списать на счет Москвы, обвиняя ее, к примеру, в разразившемся в стране энергетическом кризисе. Хотя всем очевидно, что случилось это не по вине России, а из-за введенных Западом, в том числе и Британией, санкций против Москвы.
Здесь надо отметить, что саму Великобританию - помимо энергетического кризиса - к концу года захлестнули беспрецедентные по размаху забастовки, причиной которых явились просчеты британского правительства в социально-экономической сфере. А начало этому хаосу было положено летом этого года, когда страну просто захлестнула небывалая чехарда по смене премьер-министров. Сначала из-за скандала 7 июля подал в отставку Борис Джонсон, на смену которому в сентябре пришла глава МИД Британии Лиз Трасс, просидевшая в кресле премьера лишь 44 дня, оставив Британию в руинах экономического хаоса.
В итоге уже третьим за год премьером стал 42-летний экс-министр финансов Риши Сунак. Он стал самым молодым премьером Британии с 1812 года и первым в истории страны главой кабмина индийского происхождения. Однако надежды рядовых британцев, что ему удастся хоть как-то выправить ситуацию в экономике, не оправдались – Британия по-прежнему погружена во мрак кризиса. В результате же страдают рядовые подданные Его Величества, которые вынуждены промышлять воровством в продуктовых магазинах и замерзать в плохо отапливаемых квартирах, отогреваясь в супермаркетах, кинотеатрах и библиотеках.
Некоторые эксперты связывают нынешние социально-экономические неурядицы Британии с выходом страны из Евросоюза (Brexit). Совсем не удивительно в этой связи, что все больше британцев разочарованы этим шагом. Как показал недавний опрос компании YouGov, даже среди тех, кто в 2016 году голосовал за Brexit, лишь 34% считают сейчас эту инициативу успешной, а 41% признаются, что дела ныне идут хуже, чем им представлялось шесть лет назад. Причем подобные тенденции происходят на фоне продолжающегося падения рейтингов правящей Консервативной партии. Похоже, Риши Сунаку в новом году придется серьезно поработать над этой проблемой. Впрочем, аналитики полагают, что предпринять какие-то шаги, которые бы кардинально изменили ситуацию, практически невозможно – все соглашения с Брюсселем давно подписаны, а новых уступок от ЕС Лондону ждать не приходится.
Возможно, в сложившейся ситуации Риши Сунаку следовало бы проанализировать ошибки своих предшественников Джонсона и Трасс. И вместо того, чтобы разжигать антироссийскую истерию и разрушать собственную промышленность, ему стоило бы изменить нерациональный подход к внешней политике и поискать выгодные варианты сотрудничества с Россией, которая независимо от враждебной политики англосаксов была, есть и будет? Тем более что в Москве всегда говорили и говорят, что открыты к равноправному и честному диалогу с Западом, включая и Британию.
Подводя итоги уходящего в историю 2022 года, нельзя не сказать несколько слов о таком знаковом для Соединенного Королевства событии, как смерть монарха. Именно 8 сентября скончалась 96-летняя королева Великобритании Елизаветы II, правившая страной более 70 лет, побив тем самым рекорд в истории страны. За время своего правления королева утвердила на должность 15 британских премьер-министров – от Уинстона Черчилля до Лиз Трасс. После смерти Елизаветы II на престол вступил ее сын Чарльз, принявший имя Карл III и, вопреки многим опасениям, повысил рейтинги монархии. Но если в самой Великобритании большинство по-прежнему выступает за сохранение традиций и короны, то в 14 других странах Содружества, где главой государства считается британский монарх, ситуация обстоит несколько иначе, и там уже не первый год идут процессы по трансформации в республику. Если же монархия прекратит свое существование, то Британия лишится мощнейшего рычага, т.н. мягкой силы, которая на протяжении многих столетий являлась действенным инструментом влияния не только в странах Содружества, но и всего мира.
Отметим, в этом году вновь был поднят вопрос с выходом Шотландии из состава Соединенного Королевства. Первый министр региона Никола Стерджен заявила о намерении провести повторный референдум о независимости 19 октября в 2023 году. Однако бывшие премьер-министры Британии Борис Джонсон и Лиз Трасс заявляли, что не допустят этого, поскольку народ Шотландии уже изъявил свою волю в 2014 году. Нынешний премьер Риши Сунак также исключил проведение нового голосования и призвал уважать результаты референдума 2014 года. Тогда против отделения проголосовало 55% шотландцев, за – 45%. Позицию Лондона поддержал и Верховный суд Великобритании, а без разрешения центральных властей Шотландия не может проводить подобные плебисциты.
Упорство Лондона понять можно: если Шотландия получит независимость, за ней могут последовать Северная Ирландия и даже Уэльс. А это означает полный распад Соединенного Королевства. К тому же выход Шотландии из состава Великобритании может нанести серьезный урон безопасности страны, поскольку часть британского ядерного подводного флота находится на военно-морской базе Клайд, расположенной в шотландском Фаслейне. Беспокоит официальный Лондон и то, что Эдинбург ратует за возвращение Шотландии в состав Евросоюза. Как считают в Лондоне, в этом случае Москва и Пекин будут оказывать шотландцам финансово-экономическую помощь. И это, похоже, пугает британские власти более всего.