Игорь Пшеничников, политолог
Состоявшиеся в Панаме 5 мая президентские выборы и всё, что им предшествовало, могли бы стать сюжетом для телесериала о жизни "банановой республики" в стиле известной повести О.Генри "Короли и капуста". Но сначала – сухие факты. После подсчета почти 90 % голосов победителем выборов был объявлен кандидат от партии "Реализуя цели" (Realizando Metas) 64-летний Рауль Хосе Мулино, набравший более 34,43% голосов.
Вторым к финишу президентской гонки пришел его главный оппонент бывший генконсул Панамы в Вашингтоне Рикардо Ломбана, набравший чуть более 25 %. За бывшего президента страны Мартина Торрихоса проголосовало 16%. Остальные несколько аутсайдеров выборов не достойны и того, чтобы о них упоминали. Выборы президента в Панаме проводятся в один тур, и победитель определяется простым большинством голосов. Выборы прошли при рекордной явке в 77,35% граждан, имеющих право голоса. В голосовании приняло участие более 2 миллионов человек.
В чем, так сказать, "пафос" президентской кампании в Панаме? Дело в том, что Рауль Мулино заменил на выборах осужденного экс-президента Панамы Рикардо Мартинелли, который возглавлял эту центральноамериканскую республику в 2009-2014 гг., а теперь снова был намерен баллотироваться в президенты. Экс-президента Мартинелли, владельца национальной сети супермаркетов и одного из богатейших людей Панамы, сняли с президентской гонки, поскольку в ее разгар он оказался под судом, получил срок и, соответственно, выбыл из числа кандидатов на высший государственный пост.
В этот-то момент и вышел на авансцену Рауль Мулино, который в бытность Мартинелли президентом был членом его кабинета, а сейчас изначально вместе со своим бывшим боссом баллотировался в вице-президенты. До последнего момента не было ясно, допустит ли местный центризбирком Рауля Мулино до выборов, поскольку формально он не победил в партийных праймериз и не предложил кандидатуру своего вице-президента, а потому, опять же формально, не имел права участвовать в основных президентских выборах. Но в самый канун народного волеизъявления верховный суд Панамы разрешил вписать его имя в избирательные бюллетени – и он победил.
Вся избирательная кампания проходила фактически "в тени" Рикардо Мартинелли. И потому на его персоне следует задержаться. После окончания своего президентского мандата в 2014-м Мартинелли переехал на жительство в Майами (США), что, кстати, свойственно многим латиноамериканским политикам, которые заканчивают свою государственную карьеру и у которых рыльце в пуху. Но очень скоро, в декабре 2015 года, верховный суд Панамы постановил арестовать Мартинелли по делу о прослушивании телефонных разговоров десятков его политических оппонентов, а также по обвинениям в коррупции. Инициатором преследования Мартинелли стал новый президент страны Хуан Варела, который при Мартинелли был вице-президентом и который во время каденции Мартинелли был им публично унижен и лишен всех полномочий, оставаясь при этом формально вторым человеком в государстве. Фактическое отстранение Варелы от исполнения обязанностей вице-президента связано с тем, что тот публично обвинил своего шефа в коррупции.
По данным американского испаноязычного и здания Diario Las Américas, по делу Мартинелли проходило более 1500 человек. Позже панамская прокуратура сообщила, что в период с 2015 по 2018 год она арестовала деньги и имущество на сумму 397,7 миллиона долларов, связанных с различными коррупционными делами во время президентства Мартинелли. Среди них выделяются крупные коррупционные схемы, связанные с печально известной транснациональной строительной корпорацией Odebrecht. Эта корпорация была использована спецслужбами США для коррумпирования десятков высших государственных чиновников стран Латинской Америки, включая президентов и членов правительства, с целью последующего их шантажа и управления ими.
Любопытно и то, что к преследованию Мартинелли имела отношение посол США в Панаме Барбара Дж. Стивенсон. В августе 2009 года она направила в госдеп сообщение о том, что Мартинелли обратился к ней за помощью в электронном шпионаже за своими политическими противниками. При этом Стивенсон указала на "авторитарные тенденции" и "буллинг оппозиции" со стороны Мартинелли. Копия этого сообщения попала в открытый доступ в 2010 году усилиями WikiLeaks. Одним словом, Мартинелли зря доверился послу США, как себе. Можно предположить, что Мартинелли проявил излишнюю "самодеятельность" в каких-то делах, не обращая внимания на пожелания своих американских кураторов. Но так или иначе, они его решили "слить".
При президенте Хуане Вареле панамские власти запросили у США экстрадировать Мартинелли на родину. В июне 2018 года он был доставлен в Панаму и помещён в тюрьму. Через год, в августе 2019 года, уже при новом президенте Лаурентино Кортисо в суде первой инстанции Мартинелли был признан невиновным в четырёх из вменяемых ему преступлений, освобождён и возобновил политическую деятельность. Однако в ноябре 2020-го апелляционный суд отменил решение о невиновности Мартинелли и назначил новое судебное разбирательство по делу. В июле 2023 года он был приговорен к 10 годам и 8 месяцам тюремного заключения за отмывание денег. Его признали виновным в использовании более 40 миллионов долларов государственных средств в преступных целях.
В феврале 2024 года приговор был подтверждён верховным судом. Но Мартинелли, находившийся во время судебного разбирательства на свободе, успел попросить политическое убежище в посольстве Никарагуа в Панаме, где скрывается и сейчас. Зачем это нужно никарагуанцам – отдельный вопрос. Похоже, в силу ступили соображения гуманитарного характера.
Кульминацией всего этого латиноамериканского фарса с выборами, судами, освобождениями и новыми заключениями в тюрьму и стало то, что вместо Мартинелли на авансцену президентской гонки, как уже сказано выше, вышел выступавший с ним в паре Рауль Мулино, который и победил в минувшее воскресенье.
Одним словом, те, кто следил за политической жизнью Латинской Америки в последние годы и, в частности, в Панаме, были свидетелями длинного политического сериала. Его суть – ожесточенная борьба за власть, которая дает доступ к очень большим деньгам. Но фарс, по которому тосковало бы перо О.Генри, еще не закончен. На очереди - очередное признание Мартинелли "невиновным", выход его за пределы его добровольного заточения в никарагуанском диппредставительстве и очередной этап борьбы разных кланов панамской "элиты" за "капусту". Это случится сразу же, как только новоизбранный президент Панамы Рауль Мулино вступит в должность. И начнутся новые серии, в которых, отметим особо, главная роль по-прежнему будет отведена американцам в соответствии с их доктриной Монро. Будем смотреть.