Владимир Блинков, экономический обозреватель
В европейско-китайских торговых отношениях вновь обострение. Оно возникло после решения Европейской комиссии (ЕК) о введении с 4 июля в дополнение к действующей 10% пошлине дополнительной пошлины в размере 17-38% на импортируемые китайские электромобили. Показательно, что это решение было принято ЕК через месяц после аналогичного решения властей США и вскоре после отказа Китая от участия в конференции в Швейцарии.
Тарифы будут варьироваться в зависимости от компании. Так, дополнительный тариф на продукцию концерна BYD, в которой крупным акционером является американская Berkshire Hathaway Inc., составит 17,4%, на продукцию Geely - 20%. Для автопроизводителей, признанных ЕК не сотрудничающими с расследованием ЕС, например SAIC, где нет крупных западных акционеров, они составят максимум - 38%. Хотя это намного ниже 100% тарифов, введенных США в мае 2024 г., они создают барьер для быстрорастущего рынка китайских автомобилей.
Принятое решение стало итогом проводившегося Брюсселем с октября 2023 г. антидемпингового расследования, поводом для которого стал рост доли китайских электромобилей на рынке ЕС с 1% в 2019 г. до 8% в 2023 г. и перспективы ее увеличения до 15% в 2025 г. Успех «китайцев» на европейском рынке связан с тем, что цены на них на 20% ниже, чем у моделей, произведенных в ЕС. Чиновники ЕК утверждают, что это результат субсидирования китайского автопрома властями Поднебесной. Они опираются на оценки западных экспертов. Так, по данным американского аналитического центра Center for Strategic and International Studies, государственные расходы Китая на сектор электромобилей за 13 лет с 2009 г. по 2021 г. составили более 125 млрд долл. и были самыми высокими среди ведущих экономик мира. И такая поддержка, считают на Западе, помогла Китаю стать крупнейшим в мире производителем электромобилей, их батарей и почти всех ключевых компонентов и технологий.
Как повлияет решение ЕК на китайский автопром? Цуй Дуншу, генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей, заявил, что решение ЕК ограничит доступ европейских потребителей к товарам китайского производства, которые отличаются «высоким качеством и низкой ценой». В то же время Билл Руссо, бывший глава Chrysler в Китае и основатель шанхайской консалтинговой компании Automobility, считает, что новые тарифы будут стимулировать китайские компании создавать производства электромобилей в Европе, но не остановят китайцев. Отмечу, что китайские компании уже начали вкладывать значительные средства в производство автомобилей и аккумуляторов в Европе, в частности в Венгрии. Кроме того, как считает Руссо, тарифные ставки ЕС вряд ли смогут помешать росту продаж наиболее продвинутых китайских компаний, в частности BYD. С ним согласны аналитики американского Citi, которые подсчитали, что даже с учетом новых тарифов европейские экспортные операции BYD будут обеспечивать компании более 8% чистой прибыли – больше, чем на внутреннем рынке Китая. Так что и при новых пошлинах ряд китайских компаний останется конкурентоспособным на европейском рынке.
Тем не менее Пекин тотчас же осудил решение ЕК как «вопиющий протекционизм», не имеющий «фактической и правовой основы» и заявил, что «примет все необходимые меры» для защиты своих интересов, в частности в отношении импорта европейской молочной продукции и «роскошных автомобилей». Европейские чиновники ранее предостерегали от введения таких пошлин. Так, комиссар ЕС по сельскому хозяйству Януш Войцеховский заявил агентству Reuters еще во время своего визита в Китай в апреле, что он намерен «избежать, насколько это возможно, того, чтобы сельское хозяйство платило за проблемы в других секторах». Но, Китай исторически придерживается другой позиции и продовольственные товары часто становятся как раз объектом ответных мер. Так, в январе бренди стал объектом исследования, инициированного Пекином, что было воспринято как ответная мера за поддержку Францией расследования ЕС в отношении электромобилей китайского производства. Так что принятие таких ответных мер вполне возможно.
По сообщениям китайских СМИ ряд компаний уже готовят предложения по проведению расследования в отношении молочных продуктов и свинины из ЕС на предмет их субсидирования, что может привести к длительной приостановке торговли. Отмечу, что в 2023 г. ЕС был вторым поставщиком молочных продуктов в Китай с долей около 36 %, уступая лишь Новой Зеландии. Наибольшую долю на китайском рынке имеют Нидерланды, Франция, Германия, Ирландия и Дания, Еще одна болезненная для ЕС точка – экспорт свинины. Крупнейшими ее поставщиками являются Испания (почти 23 % от общего объема китайского импорта), Нидерланды, Дания и Франция.
Причем в случае запрета европейского импорта Китай без таких продуктов не останется. Наоборот, по мнению Кристины Альварадо, коммерческого директора по данным и аналитике новозеландской биржи «китайские тарифы или торговые барьеры против молочной продукции ЕС могут помочь Новой Зеландии еще больше увеличить свою долю на рынке (в 2023 г. она была крупнейшим поставщиком с объемом поставок более 5,5 млрд долл. или около 50% китайского импорта).
Впрочем, решение Брюсселя не окончательное. Окончательное решение о введении таких пошлин на срок до 5 лет может быть принято в ноябре на саммите ЕС. Для его подтверждения потребуется, чтобы большинство стран-членов были «за». Сейчас еврочиновники говорят, что они уверены, им удастся привлечь на свою сторону необходимое количество правительств.
Но, это дает возможность Брюсселю передумать или как-то смягчить ущерб от предлагаемых мер. Ряд европейских стран и компаний рассматривают объявление о тарифах как «первый залп» в переговорах. Комиссар ЕС по торговле Валдис Домбровскис заявил, что он готов обсудить с Пекином все возможные пути исправления ситуации. Так что такой сценарий развития событий вполне возможен. В пользу его свидетельствует и то, что единой позиции по санкциям в Европе нет. По мнению ряда европейских экспертов, решение ЕК стало результатом давления Франции и Испании. В то же время Германия занимает более осторожную позицию. Канцлер Олаф Шольц заявил, что такие действия «в конечном счете просто сделают все дороже, а всех беднее». Против выступали Швеция и Венгрия. Но есть еще США, к которым очень прислушиваются в ЕК и ряде стран ЕС и которые за введение дополнительных тарифов.
Что касается Пекина, то он сейчас также раздумывает - как ему поступить? Вести ли войну сразу на два фронта против США и ЕС или действовать более осмотрительно.