Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, поднявшийся ажиотаж вокруг переименования нескольких десятков (аж 84 штуки!) улиц в Одессе из «русских» в «украинские» - лучшая хохма украинских деколонизаторов за все времена незалежности. В советские времена одесские коммунальщики, говорят, по недосмотру сделали новые уличные таблички с надписью «Ул. П. Великого». Или знаменитый винный погребок, известный в народе как «Два Карла» на углу улиц Карла Маркса и Карла Либкнехта. Но до нынешних переименований игривый ум одесситов никогда бы не додумался.
Ну, во-первых, подобные страшилки со стороны всегда как-то нехорошо, нездорово возбужденных радикальных националистов появляются регулярно, но чаще всего бог милует. Пронесет и в этот раз. Вот и дня три назад мэр Одессы Геннадий Труханов заявил, что «городской совет вынужден принять все предусмотренные законом меры для отмены переименования и сохранения исторического и культурного наследия Одессы». Геннадий Леонидович, отличавшийся постоянной лояльностью к Киеву, тем не менее, как-то раскрылся в этом эпизоде с новой стороны. Он взял и ляпнул: «Исходя из логики "деколонизаторов", мы должны отказаться от всего того, что сделало Одессу мировым брендом. Говоря простым языком, это "обнуляет" наш город». Говоря непростым языком элитных интриг, наезд Труханова на деколонизаторов означает ясное понимание им перспектив СВО. Власть в Одессе скоро сменится, а на флагштоках в соответствующем месте взовьются по новой моде три флага: либеральный триколор, имперский биколор, и советский моноколор.
Во-вторых, советская топонимика за 70 лет «марксистско-ленинского ига» так внедрилась в ткань украинских городов, что никаким бандеровским дустом ее не выведешь. Длина, например, улиц Ленина составляет расстояние от Киева до Сиднея. Вот в Одессе 4 района. Есть Суворовский и Малиновский. Империя и Советы. Малиновский – это маршал Советского Союза Малиновский, Родион Яковлевич, его национальность является предметом спора между евреями и караимами. Воевал в молодости во Франции в Русском экспедиционном корпусе. Точно не кацап, европеец. Есть еще и улица Малиновского. Ее собираются переименовать, а район – нет! Дурдом! В общем, все эти переименования – жуткий геморрой для местных властей, но «деколонизаторам» наплевать. Их левая нога хочет!
В-третьих, чего это строители Бандераленда суются в Одессу. Это не их поляна. Пусть резвятся в Коломые. Одесса суть сгусток вкусной приватизированной собственности, арена борьбы «мирового капитала», а рулит в «жемчужине у моря» номенклатура Вашингтонского обкома Демократической партии США. На минуточку – хозяином Одессы (главой Одесской государственной администрации) с 30 мая 2015 г. по 7 ноября 2016 г. был верный сын украинского народа выдающийся политик Михайло Саакашвили. 1 июля 2015 года посол США на Украине Джеффри Пайетт, находясь в Одессе, заявил, что Государственный департамент США поддерживает Саакашвили в его борьбе с коррупцией, а Одесская область должна стать «лабораторией реформ на Украине». Михаил Николаевич точно к гуцульским очумельцам («узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа» ©) никакого отношения не имеет, даже противопоставлен. Он продукт эпохи однополярного мира. Стартовал фактически из КГБ, затем, понятно, дисседентура, англосаксонские университеты и стажировки, женитьба на рыжеволосой голландской подданной, которая сильно помогла ему стать президентом Грузии (просила грузинский народ удочерить ее и пела этому народу песни на родном языке мужа). Заметим по ходу дела, что Госдеп превратился в брачную контору, подбирая «первых леди» для своих креатур на высшие государственные должности в странах, которые должны умолкнуть и бледнеть. На ум приходит Виктор Ющенко, болгарский «лидер», недавний премьер-министр Кирил Петков, наверняка еще таких немало... Саакашвили тонко уловил «неукраинскую» специфику Одессы, пытаясь присвоить ей статус столицы некоего транснационального Черноморского региона.
В-четвертых, нациестроительство с радикальным западенским уклоном бессмысленно и беспощадно ведется в Незалежной в условиях зияющей культурной пустоты. Да и пантеон героев предельно скуден. Аристократия своя отсутствовала – австрияки да венгры, интеллигенция едва народилась и была в просвещенной Европе совершенно маргинальна. Тут к месту процитировать мнение такой уважаемой (без иронии) фигуры, как адекватный царский генерал и гетман Украины Павло Скоропадский. В эмиграции Павел Петрович писал: « ...Узкое украинство - исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет, и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет. Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов - четыре польского или немецкого происхождения». За последние 10 лет, как мы подсчитали, интерес одесситов в Гугле к Пушкину был в три (!) раза выше, чем к иконе радикалов Степану Бандере, к Владимиру Высоцкому – в два раза. Михаил Жванецкий уступает Бандере в два раза, но это фигура не из масс-культуры, историческая память о нем угасает по экспоненте, но даже такой показатель зачетный. Отметим, что Пушкин наступает под биколором (Империя), Высоцкий – под униколором (СССР), а хитрый фигокарманник Жванецкий – он уже, что бы там ни говорили, осенен триколором, везде проходит как российский сатирик, хотя мечтал «разравнять всю Россию» и сделать на этом месте «что-то другое». Наверное, поэтому бульвар Жванецкого собираются переименовать в бульвар Военно-морских сил Украины.
В-пятых, Одесса самый советский город на постсоветском пространстве. Люди здесь живут разных национальностей, но советские, языком которых определен русский. Есть даже анекдот. В одесский трамвай входит настоящий бандеровец из прошлого: кепарь, грязные сапоги, разумеется, «шмайсер». Воцаряется мертвая тишина. Бандит спрашивает: «Громадяни, який зараз час?». Гнетущее молчание. Очередь в потолок. «Громадяни, я останній раз питаю, який зараз час!!!». С заднего сиденья встает серый от ужаса негр (у Одессы есть город-побратим Момбаса, столица Кении). На сносном украинском: «Пан бандера! Зараз дванадцять годин п'ятнадцять хвилин…». «А ти, хлопче, давай сідай! Я і так бачу, що ти не москаль!». По последним опросам 92% жителей используют в семье при общении русский язык. При этом в городе нет ни одного русскоязычного класса, хотя есть даже болгароязычные классы, которые посещают аж 35 человек.
Ладно! Жизнь сложна, а пути господни неисповедимы. Но почему-то кажется, что конвульсии деколонизаторов по поводу одесской топонимики приближают тот день, когда Одесса станет столицей нового Новороссийского федерального округа РФ и фактически третьей столицей России. Над ней будут реять три флага: имперский, советский и российский. Согласитесь – это здесь невероятно органично!