Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
Премьер-министр Фумио Кисида объявил 14 августа, что не будет вновь баллотироваться на пост председателя правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ). В политической системе Японии это означает, что он автоматически покинет и пост премьер-министра страны. В сентябре после выборов нового председателя ЛДПЯ в Японии будет новый премьер-министр. Но старые проблемы останутся.
В последние месяцы Кисида сталкивался с мощной критикой со стороны влиятельных однопартийцев из-за плачевных результатов опросов общественного мнения, в соответствии с которыми популярность правительства и самого премьера упала до критической отметки в 20 процентов.
Низкая популярность правительства, естественно, бросала тень и на саму партию, которая трижды проиграла в последние месяцы довыборы в нижнюю палату парламента, а также в городское собрание Токио. Очень плохой симптом. Очевидно, что дальше вести политическую борьбу с оппозицией, а тем более замахиваться на досрочные парламентские выборы, необходимые для подтверждения авторитета и позиций партии, японским консерваторам было опасно. Партия решила пожертвовать своим лидером, что вполне в духе японской традиции.
При этом нельзя сказать, что три года своего премьерства Кисида лично наделал каких-то фатальных ошибок. Скорее он стал козлом отпущения и ответил за скандалы, в которых оказалась замешана ЛДПЯ в целом.
Сильнейший удар по престижу правящей партии нанесло расследование покушения на бывшего премьер-министра страны Синдзо Абэ. Выяснилось, что убийца мстил (по крайней мере такова официальная версия) за свою семью, которая была разорена т.н. Церковью объединения, которую точнее назвать деструктивной сектой, весьма влиятельной в Японии. А секта в свою очередь была связана со многими активными членами ЛДПЯ и оказывала им различные услуги во время выборов в обмен на политическую поддержку. Все это очень сильно ударило по репутации партии и, разумеется, ее лидера.
Второй могучий удар по консерваторам был нанесен полгода назад, когда выяснилось, что руководство партией мухлюет с политическими фондами. Часть политических пожертвований не учитывалась в партийной бухгалтерии, соответственно, за эти средства публично никто не отчитывался и налогов не платил. Налицо и нарушение законов, и нечестная практика в политической конкуренции. Этот скандал также пришлось расхлебывать Кисиде.
На все это наслаивались более мелкие скандалы - вроде упреков сына Кисиды в туризме за казенный счет или странноватых заявлений министра юстиции по поводу смертной казни в Японии.
В целом же складывалось впечатление, что Кисида только и делает, что купирует большие и малые политические кризисы. Но в еще большей степени на популярность кабинета оказала инфляция и рост цен, к которому японцы не привыкли за десятилетие дефляции. И как бы японское правительство не передвигало стрелки на Россию, утверждая, что все дело в росте цен на энергоносители, вызванным украинским кризисом, избиратели все же считали, что кабинет Кисиды не способен справиться с этой ключевой экономической проблемой Японии.
С другой стороны, не такими уж убедительными показались избирателям и внешнеполитические усилия премьера. Ключевой задачей Кисиды было продолжение курса на укрепление японо-американского военного союза и, главное, расширение прав Токио в двустороннем военном сотрудничестве. Официальные результаты еще не обнародованы, но в целом дело идет к тому, что Япония будет в той или иной степени задействована в военном планировании США, включая и применение ядерного оружия в случае угрозы ее безопасности.
Принято решение об удвоении военного бюджета страны, а также пакет доктринальных документов, что свидетельствует о том, что страна энергично вступила на путь ремилитаризации. Бойко идет военно-техническое сотрудничество с США и другими странами НАТО. Укрепляются связи в рамках треугольника Вашингтон-Токио-Сеул. Япония также активно содействует развитию индо-тихоокеанских военно-политических структур – АУКУС и КУАД для сдерживания КНР и России.
Избиратели вроде как с пониманием относятся к усилиям правящей элиты по парированию внешних угроз – а к ним официально относят Китай, Россию и КНДР. Однако, как свидетельствуют опросы, очень мало желающих оплачивать военные расходы за счет повышения налогов. А лишних денег в японском государстве нет. И репутацию кабинета вся внешняя политика Кисиды не укрепила.
Вот на этом фоне и принял премьер решение об отставке. «Он больше ничего не может сделать», - цитирует влиятельная газета «Иомиури» высокопоставленного правительственного чиновника.
В предстоящий вторник ЛДПЯ должна принять решение о дате выборов нового председателя партии, которому предстоит стать новым премьер-министром. Основные кандидаты уже известны.
Это, во-первых, Сигеру Исиба, 67-летний ветеран партии, уже примерявшийся к креслу председателя. Исиба в свойственной ему манере умеренного диссидента критиковал премьера и родную партию, что понравилось общественности. Популярен он и среди депутатов с мест, которые также принимают участие в выборах председателя партии, однако верхушка ЛДП, состоящая из депутатов парламента, его явно недолюбливает.
Исиба занимал второй по значимости пост в ЛДП, дважды возглавлял военное ведомство, а также другие посты в правительстве. При этом пять раз баллотировался на пост лидера партии, неплохо конкурировал с бывшим премьером Синдзо Абэ, но не сложилось. Сейчас его публично поддерживает бывший премьер-министр Есихидэ Суга. «Сейчас идеальный шанс для Исибы», - заявлял этот влиятельный политик.
Его конкурент - бывший министр окружающей среды 42-летний Синдзиро Коидзуми. Симпатичный и красноречивый политик и, как водится в Японии, с политическими корнями: он сын популярного в Японии экс-премьера Дзюнъитиро Коидзуми.
Сравнительно высоко котируется продолжатель другой политической династии, Таро Коно (61 год), уже возглавлявший МИД и министерство обороны Японии. Сейчас он занят в правительстве вопросами цифровизации. Похоже, ориентируется он на влиятельнейшего закулисного воротилу ЛДПЯ вице-президента партии Таро Асо.
Сам же Кисида уклоняется от того, чтобы назвать имя преемника. На вопрос, поддержит ли он какого-либо кандидата, премьер-министр сказал: «Человек, который объявил, что не будет баллотироваться, должен воздержаться от каких-либо высказываний о том, что произойдет позже».
Но одно дело публичные заявления, а другое – закулисный торг, в ходе которого наиболее влиятельные деятели ЛДПЯ и решат, кто станет новым лидером правительства. Так принято.