Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, все коллизии вокруг небольшого информационного скандальчика по поводу того, что Минобороны ФРГ добавило в список, посвящённый воинской традиции Германии, офицеров вермахта, которые состояли в Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) и военизированном крыле СС, сами по себе не стоят и выеденного яйца, но ярко высвечивают тему аглосаксонского рабства великой немецкой нации. Немцы за исторически короткий период 150-летнего существования единого национального государства уже третий раз стали жертвой амбициозных «глобалистов» в рамках смертельных боев без правил на арене капиталистического Колизея в борьбе за мировое господство.
Полноценным признаком ментального рабства можно считать навязывание ФРГ со стороны победителей во Второй мировой войне из числа «англоговорящих» стран чувства «исторической вины», понимания необходимости национального, коллективного «покаяния», преодоление прошлого (Vergangenheitsbew ö ltigung). Ни в коем случае не ставя под сомнение решения Нюренбергского суда и доминирующие в отечественном политическом пространстве оценки нацизма, отметим, тем не менее, что вот уже три поколения немцев живут не только без суверенной истории, но и без суверенной исторической перспективы. Американская (в основном) практика реализации подобной исторической политики по отношению к Германии выполняет функцию «короткого поводка», что не позволяет этой стране стать полноценным геополитическим и геоэкономическим конкурентом Штатов. Даже с учетом того, что ФРГ является подлинным локомотивом Евросоюза.
Кстати, ничего подобного советское руководство по отношению к «первому в истории немецкому государству рабочих и крестьян» ГДР не практиковало. Коллективная вина немецкого народа отвергалась, вопрос о выделении из гигантской массы жертв нацизма на приоритетных основаниях евреев и геев не ставился, идея американцев о развертывании первой в мире программы репрессивной массовой психотерапии по отношению к немцам по «покаянию» в обмен на восстановительные кредиты казалась советским лидерам полным идиотизмом, да и вообще, жизнь пошла своим чередом и через пять-семь лет культурно-исторические коды русских и восточных немцев как и следовало ожидать, «притерлись» и мы стали, что говориться, не разлей вода.
Французский историк, специалист по проблеме исторической памяти Этьен Франсуа отметил важное: «В Германии историческая рефлексия чаще всего сводится к размышлениям о двенадцати годах правления национал-социалистов (и о причинах их прихода к власти), причем центральное место в этих размышлениях занимает критика и даже самокритика. Ибо в Германии проблемной оказывается сама история, разрывающаяся между тягой к нормальности и сознанием абсолютной исключительности нацизма. В самом деле, о каких «местах памяти» германской истории может идти речь, если <…> самым памятным из всех мест своей истории современным немцам приходится считать не что иное, как Освенцим?».
В англоязычном интернете есть такой рейтинговый аттракцион «Кто самый великий человек в истории». Методика расчетов добротная, считает компьютер. Доверять можно. Ну, на первом месте, конечно, Иисус Христос, на втором Наполеон, на третьем Шекспир. Адольф Гитлер на коллективном Западе занимает седьмое (!) место в списке. Выше Аристотеля, Александра Македонского и Томаса Джефферсона. Гитлер вообще чуть ли не единственный великий из немцев. Есть, правда, еще Карл Маркс, но он еврей. Наш заход в Гугл показал, что в мире в целом за последние 10 лет относительный интерес к Гитлеру был в 2,3 раза выше, чем к Наполеону. Если по странам, то тут ранги «гитлеромании» ожидаемы: Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, Дания, Чехия, Финляндия. А вот по смыслу, здесь да, достаточно интересно. На первом месте запрос «день рождения Гитлера». Потом «Трамп как Гитлер»
Если говорить об Украине, то тут своя картина разверстки исторической памяти. Гитлер «популярнее» Бандеры в 1,7 раза. Адольф поминается украинцами в отрицательных коннотациях, как и положено нормальным советским людям. Особенно активно это проявляется в Одессе, хотя евреев там почти не осталось. А вот во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях интерес к Бандере превалирует, что, извините, говорит об отсутствии здесь уже советских культурных кодов.
Немного личных наблюдений по немецкой истории. Работал «в полях» в Калининграде по линии тележурналистики. Забрался по делам в порт. Там есть через какой-то канал старый мост. На дворе лихие девяностые. Все в запустении, краска облупилась. На верхней поперечной балке фермы моста явственно проявилась надпись: Stimme für Thelman! («Голосуй за Тельмана!»). Вот ведь немцы, черти, умели делать и краску и историю! И еще. В «частном секторе» люди живут в старых немецких домиках. В одну семью пришел немецкий «турист». Долго мялся, прежде чем начать разговор с хозяином: «Моя бабушка перед смертью сказала, что закопала перед эвакуацией в саду кое-какую посуду. Память о бабушке мне очень дорога. Можно как-то вернуть тарелочки?». «Какие дела, пошли копать, самому интересно!». Когда бесценный коллекционный сервиз был выкопан (слава богу, сохранился!), немец опять начал мяться, интересуясь про компенсацию и пр. Хозяин просиял: «Мужик, с тебя бутылка! Закуска моя! Пошли в дом, обмоем горшки!».
Робкий эксперимент с образцами для подражания из «некорректных» по анкете офицеров вермахта в бундесвере с треском провалился. Уже 14 августа представитель ведомства Арне Коллац заявил, что дополнение ставит под вопрос принятый в рамках указа о традициях 2018 года принцип, что бундесвер выступает за демократию и правовое государство. По его словам, традиция является центром культуры памяти бундесвера и вермахт не должен иметь отношения к ней. Реально, американцы скомандовали немецкой овчарке «Фу! К ноге!». Немецкая овчарка, жалобно скуля, виновато прижалась к ботинку американского морпеха. На этом и закончим.