Марина Харькова, журналист, Донецк
Снижение мобилизационного возраста на Украине неизбежно, и это одно из требований Запада для продолжения военной помощи. Западные политики неоднократно и прямо призывают к этому. Оказывая давление на Украину по этому вопросу, Запад рассчитывает, что ситуация в зоне проведения спецоперации для ВСУ может стабилизироваться или измениться к лучшему. Первым озвучил намерения «омолодить украинскую армию» американский сенатор Линдси Грэм в ходе своего недавнего визита к Зеленскому в Киев. «Вы боретесь за свою жизнь, поэтому вам следует служить не только в 25 или 27 лет. Нужно больше людей в строю», - заявил Грэм, намекнув, что Вашингтону важно, чтобы Украина продолжила воевать и отправляла на фронт все больше молодых людей. К снижению возраста мобилизации летом призвал и американский чиновник, бывший директор по европейским делам совета США по нацбезопасности Александр Виндман. «Украина должна принять «тяжелые решения», в том числе снизить призывной возраст с 25 лет до 18», — сказал он.
Сразу после их ультимативных заявлений на украинских каналах начались обсуждения политиков и военных о необходимости такого процесса. Предложения звучали весьма «людоедские», в том числе об использовании на фронте молодежи с 18 лет. «Под ружье» предлагалось поставить и большинство украинских студентов, отменив им отсрочку. Все это объяснялось необходимостью восполнить потери в рядах украинской армии. Украинский депутат Роман Лозинский признал, что решение о снижении призывного возраста для участия в боевых действиях остро необходимо: «Когда мы снизили возраст с 27 до 25 лет, к большому сожалению, вполне возможно, что в нынешних условиях это не последнее снижение призывного возраста для мобилизации». Другой депутат, Роман Костенко, считает, что призывать на фронт теперь нужно с 20 лет. «У нас должен быть призывной возраст от 20 лет до 50», – поведал украинский чиновник. По его словам, нынешние бойцы ВСУ – слишком возрастные, а закон об ужесточении мобилизации не дал ожидаемого результата. Фактически, киевская власть признается, что украинцы неохотно идут в ВСУ из-за чего возникли проблемы с пополнением.
Представитель Минобороны Украины Дмитрий Лазуткин заявил, что снижение призывного возраста зависит от ситуации на фронте. А украинский военный эксперт и психолог Андрей Козинчук убежден, что мобилизация граждан в возрасте от 18 до 25 лет не за горами. Он назвал такое решение нормальным: «Если мы сейчас встанем в какой-то штопор и снова не сможем вывезти какую-то ситуацию, как контрнаступление 2023 года, например, то будем вынуждены снижать возраст участия». На фоне этих, пока еще мягких, намеков и призывов резко выделяются украинские вояки, которые без обиняков объясняют, почему вчерашние подростки пойдут воевать в любом случае.
«Нам нужно проводить мобилизацию более широкую, и мобилизовывать не старых дедов 50-летних. Когда доходит до боевых действий, они уже похожи на стариков, у них куча хронических заболеваний. Надо мобилизовывать 20-летних, 18-летних. В чем проблема, что студенты? Ну и что? Студенты не должны воевать? Должны», – заявил командир штурмового батальона Петр Горбатенко. Более того, боевик считает, что украинцам уже сейчас нужно играть вдолгую за счет молодежи, обучая 10-15-летних детей. «Ребенок, которому сегодня 14 лет, через 4 года с правильными ценностями сможет мобилизоваться в армию», - заявил он, тем самым безжалостно собираясь пожертвовать еще одним поколением украинцев. Под правильными ценностями украинский боевик предполагает любовь к Бандере и Западу и воспитание ненависти к России.
Немногочисленные протесты против подобных подходов тонут в общем хоре требований снизить призывной возраст украинцев до минимума. Довольно точно и саркастично об этом отозвался украинский депутат Дмитрий Разумков. «История про призыв с 20 лет - существует, и когда представители власти начинают говорить, что там можно и с 16 лет проводить мобилизацию - это прощупывание общества! Что они делают? Они вам говорят: «Смотрите, мы тут посчитали, что если будет 16 лет, то мы с вами сможем воевать до 2044 года». Потом они опустят планку мобвозраста до 20 лет и скажут: "Ну видите, какие мы молодцы, какой президент молодец, что не позволил этого сделать с 16, а сделали только с 20!" По словам Разумкова, Украина движется именно в таком направлении.
Оценивая происходящее сейчас на Украине, немецкий политолог Кристоф Херстель полагает: если власти Украины снизят мобилизационный возраст до 18 лет, это будет напоминать политику Гитлера во время Второй мировой войны. «При мобилизации молодых людей 18–20 лет их шанс на выживание крайне мал, они слишком молоды для сражения. Им необходима подготовка, они должны быть обучены более опытными бойцами и только потом отправляться на фронт. Киевский режим понимает, что одолеть Россию невозможно, тогда возникает вопрос: зачем они делают это?» – констатирует политолог. Херстель назвал мобилизацию 18-летних бесполезным и необдуманным решением и подчеркивает, что настолько молодые люди – слишком слабый ресурс для участия в боях.
О том, что Киев будет и дальше уменьшать мобилизационный возраст, предупреждал и президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ-2024. Он отметил, что Украина пойдет на это ради продолжения получения поддержки со стороны США. «Мы видим эту принудительную мобилизацию на Украине. Безусловно, я не сомневаюсь, возраст мобилизации будет снижаться. Нам достоверно известно из украинских источников, что американцы поставили условие продолжения поддержки — снижение уровня мобилизации по возрасту. 25, 23 года, 20 лет, а может быть, сразу 18 лет», — заявил президент.
Уже сейчас украинских парней 17 лет, которые не явились по повестке в военкомат, чтобы встать на учет и получить приписное свидетельство, начали штрафовать как взрослых уклонистов на 17-25 тыс. гривен. Заплатить штраф должны даже уехавшие за границу. Также без приписного свидетельства человек не сможет поступить в вуз. Кроме того, у властей Украины появилась лазейка – военкоматы вправе мобилизовать 18-летнего гражданина после получения им военно-учетной специальности. В свою очередь министр образования Украины Оксен Лисовой ищет резервы для фронта внутри страны. По его словам, около 200 тысяч мужчин старше 25 лет поступают в вузы для отсрочки от мобилизации. Что с ними делать, министр пока не придумал, но намерен «очень внимательно проверять и обращать внимание на это явление».
Факты, что молодежь отправляют на фронт и без всяких законов, подтвердил спикер украинского парламента Руслан Стефанчук. Он утверждает, что парней, ограниченно годных в возрасте до 25 лет, которых уже мобилизовали, не будут отправлять на штурмы или другие операции, которые связаны с повышенным риском для их жизни и здоровья. То есть военкомы продолжают мобилизовывать парней младше 25 лет. Только огласка помогает им спастись. Иногда рвение украинских военкомов доходит до абсурда. Известно, что в апреле в Одесской области в Измаильском районе сотрудники военкомата при проведении принудительной мобилизации задержали на улице молодого человека и, избив его, под угрозой оружия затолкали в автобус. Оказавшись в салоне, парень стал сопротивляться и кричать, что ему всего четырнадцать лет. Приставив к виску мальчика дуло автомата, похитители затянули на его руках пластиковую стяжку и избили прикладами. В итоге подросток все-таки доказал, что ему всего 14 лет. Поняв, что перед ними несовершеннолетий, сотрудники ТЦК высадили парня посреди дороги и уехали.
Вообще возможностей избежать отправки на фронт на Украине становится все меньше, и это касается как молодых, так и зрелых. В частности, недавно Верховный суд Украины вынес определение, что религиозные убеждения больше не являются причиной для отсрочки от службы во время военного положения. Хотя суд указал, что мобилизованного, который не может по религиозным мотивам брать в руки оружие, могут задействовать в ремонте техники, строительстве укреплений и прочих занятиях, не связанных с использованием оружия, но такое право не закреплено законом и остается на усмотрение начальства. Между тем, право на отказ от прохождения военной службы по религиозным убеждениям гарантировано Европейской конвенцией по защите прав человека и основных свобод. А Европейский суд по правам человека считает, что государство должно обеспечить таким людям прохождение альтернативной службы, полностью отделённой от воинского долга. Но на Украине давно плюнули на какие-то гарантии и права человека, так что удивляться происходящему не приходится.
В ответ на такое отношение украинские мужчины уходят в тень. С начала лета они перестали приходить на собеседования и устраиваться на работу. А те, кто выходит на контакт с потенциальным работодателем, сразу выставляют в качестве категорического условия гарантию быстрого бронирования. В противном случае прекращают контакты. Около 800 тыс. украинцев «ушли в тень», чтобы скрыться от мобилизации: сменили место проживания и устроились на работу с зарплатой наличными. Об этом в интервью заявил украинский депутат Дмитрий Наталуха. Также он добавил, что на взятки для освобождения от службы украинские мужчины в год тратят до 2 млрд гривен (около 4,1 млрд рублей).
А New York Times отмечает, что многие украинки не могут найти себе мужчин из-за войны и мобилизации. Одни погибли, другие на фронте, третьи уехали из страны, а четвёртые не выходят из дома, боясь быть схваченными военкомами. В крупных городах присутствие мужчин заметно сократилось, а некоторые деревни мобилизация оставила вообще без взрослого мужского населения. При этом в прошлом году на Украине был худший показатель за 10 лет по количеству рожденных детей. Но в этом году демографические показатели ещё хуже. В западных и центральных областях страны спад составил около 10%.
Снижение мобилизационного возраста режим Зеленского обеспечит, чтобы воевать до упора. И ни Зеленского, ни Запад не волнует, что это окончательно обескровит страну. Если для пополнения украинской армии начали мобилизовывать даже женщин-заключённых (правда, пока только семь из них согласились проходить военную службу в обмен на условно-досрочное освобождение), то тем более ничто не помешает забирать на фронт и украинский молодняк.