Такая формулировка целей ЕАС, продекларированная в германской столице казахстанским лидером, прозвучала отнюдь не случайно. Ведь сама идея нового союза воспринята в мире отнюдь не однозначно. Некоторые политики на Западе явно восприняли ее как попытку возрождения Советского Союза. Да и западные журналисты тоже. Так, итальянская Il Legno Storto пишет: "Попытки восстановления Советского Союза идут форсированным маршем". Ей вторит американская газета San Francisco Сhronicle: "Российский премьер-министр Владимир Путин вынашивает замысел создания Советского Союза "лайт", который, как он надеется, станет новой мощной группировкой государств под руководством Москвы". А вот мнение канадской Canadian Business: "Кремль ведет разговоры об экономическом клубе, но если есть планы общей безопасности, то организация эта будет больше похожа на воссозданный Советский Союз".
Да и не только на Западе высказываются сомнения относительно намерений России, Казахстана и Белоруссии объединиться сначала в рамках Единого экономического пространства, а к 2015 году и Евразийского союза. Скажем, глава нашей партнерской страны по СНГ, ШОС и ОДКБ – президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что не видит никакой необходимости в "интеграционных процессах". По его мнению, объединения, способствующие реализации таких процессов, имеют своей целью отобрать у Узбекистана с таким трудом обретенную независимость и вернуть республику под гнет Москвы.
Вот выдержка из его декабрьского выступления: "Ни для кого не секрет, что в настоящие дни предпринимаются разнообразные и все более активные попытки, направленные на то, чтобы представить в ложном свете трудности, с которыми мы сталкиваемся, упорную работу, проделанную нами на пути достижения независимости, и эти наступившие светлые дни, а также смысл и значение нашей независимости. И, прежде всего, можно наблюдать предпринимаемые на бывшем советском пространстве попытки исказить путем ложных трактовок картину в глазах молодежи, не жившей во времена старого репрессивного режима и не располагающей об этом достаточной информацией. Эти попытки призваны породить в их умах ностальгию по прошлым советским временам".
Конечно, никто страну, которой руководит г-н Каримов, силком в Евразийский союз загонять не собирается. Как и другие государства постсоветского пространства. Хотя и Киргизия, и Таджикистан уже объявили о своем желании к нему присоединиться. Украина, которую Россия то ли убеждает, то ли принуждает к новому союзу, пока что склоняется к модели взаимодействия в формате "3+1". Как заявил министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, в первую очередь, эта формула должна базироваться на принципах прагматизма и взаимовыгодного сотрудничества. Но, очевидно, не интеграции.
В любом случае сейчас не столь важно, сколько стран изъявит желание влиться в ЕАС. Важнее другое – какой союз они хотят создать и какие цели он преследует. Да и насколько оправданы опасения, что Москва стремится с его помощью возродить некое подобие Советского Союза?
Как отмечал в своей статье в "Известиях" российский премьер Путин, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. По его мнению, "наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе - это веление времени. Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз".
Иными словами, Евразийский союз должен, по сути, стать аналогом той самой конфедерации, которую когда-то предлагал создать вместо Советского Союза Михаил Горбачев. Более тесное объединение сейчас просто невозможно. В самом деле, разве готовы руководители, скажем, России, Казахстана и Белоруссии к воссоединению в рамках единого государства? Естественно, нет.
И такой вывод тем более очевиден, если вспомнить историю формирования Союзного государства России и Белоруссии. Эта идея возникла еще в далеком 1996 году, однако, несмотря на тонны принятых за прошедшие годы интеграционных документов, дело мало в чем сдвинулось с места. Из-за различия стратегических интересов Москвы и Минска проект постоянно пробуксовывал. Да и из-за амбиций тоже: ясно, что ни Ельцин с Путиным, ни батька Лукашенко не собирались уступать свои посты некоему президенту новообразованного государства. Их интересы удалось согласовать только после того, как был возрожден сформулированный еще в 1994 году план Назарбаева о Евразийском союзе, которому предшествовало создание Таможенного союза и Единого экономического пространства. В результате каждый лидер ЕАС остается при своих интересах – то есть, сохраняет власть в подведомственном ему государстве, но при этом получает огромные возможности для продвижения собственных экономических интересов и на новом общем рынке, и на внешнем.
Как отмечает директор Института парламентаризма казахстанской партии "Нур Отан" Болат Байкадамов, "мы хотели бы видеть Евразийский союз тем объединением, которое бы унаследовало все лучшее из того, что было до СССР, в советское время и из тех проектов, которые были реализованы за пределами постсоветского пространства, в частности - Европейского союза. Можно сказать, Евразийский союз - это восточный аналог Евросоюза с правовыми, экономическими, гуманитарно-культурными составляющими, который пока еще находится в проекте. И нам к этому надо стремиться, ничего в этом плохого нет, потому что Европейский союз заслуживает того, чтобы ему следовать".
Теперь создан наднациональный орган ЕАС - Евразийская экономическая комиссия, которая уже приступила к работе с февраля этого года под руководством бывшего российского министра Виктора Христенко. Эта комиссия, в которую входят представители от России, Казахстана и Белоруссии, с 1 июля сменит комиссию Таможенного союза. У нее будет право самостоятельно принимать решения, которые станут обязательными для исполнения всеми тремя странами. Правда, они должны предварительно согласовываться на уровне правительств, а это значит, что каждый интеграционный шаг будет делаться только при консенсусе всех сторон.
Перспективы нового объединения обещают многое, но и риски несомненны. "Россия — крупнейшая экономика Евразийского союза, и наши риски больше, - считает Христенко. - Для Казахстана и Белоруссии есть плюс: прикрывая себя, Россия прикроет и их. А нам плюсом будет придание трехстороннему рынку единого характера. Впрочем, это меньше половины задач, которые предстоит решать. Главная цель — сделать за счет интеграции наши страны сильнее и в этом качестве выступать за пределами регионального пространства".
В любом случае, начало положено, и теперь трем странам, намеревающимся создать Евразийский союз, предстоит доказать, что это эффективное, жизнеспособное и перспективное образование. Тогда и другие страны, несомненно, потянутся к нему.