Меньше чем через три месяца Украина впервые займет пост председателя в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). "Мы видим, как качественно и ответственно Украина подходит к организации своей работы в 2013 году. Мы видим заинтересованность руководства страны в том, чтобы повестка дня ОБСЕ получила широкое распространение. Мы также понимаем, что Украина, будучи председателем, ставит перед собой конкретные задачи заявить о себе в Европе, в том числе, продемонстрировать способность вести за собой и определять приоритеты крупной европейской организации", - так прокомментировал ситуацию генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер на встрече со студентами Московского государственного института международных отношенийц (МГИМО), состоявшейся в рамках официального визита в Россию.
Руководствуясь логикой "заявления о себе в Европе" через председательство в ОБСЕ, в 2010 году такой акт осуществил Казахстан, в 2011 году – Литва, в 2013, соответственно, "заявит" о себе Украина, а в 2014 году на пост председателя в ОБСЕ взойдет Сербия, тоже осколок бывшего социалистического мира. Так, давая "порулить" молодым амбициям на европейском поле, Европа причащает "новичков" к своему духу и плоти. И только слепой не может видеть в этом пассаже отражение политики оттеснения бывших саттелитов социалистического мира от российского образа и влияния.
Откровенно "лобовой" вопрос на этот счет я и задала Ламберто Занньер: "Можно ли считать тенденцией то, что в последние годы в ОБСЕ председательствуют страны постсоветского пространства?"
"Ну почему только постсоветские? Еще и страны бывшей Югославии", - съязвил генеральный секретарь ОБСЕ, намекая на Сербию. И чтобы в целом свести на нет вопрос о "постсоветской" тенденции в выборе страны-председателя, Ламберто Занньер назвал его "легким".
"Дело в том, - пояснил он, - что одна из сильных сторон ОБСЕ – уважительное отношение ко всем членам организации. Мы стараемся каждой из стран-участниц предоставить возможность ощутить себя действительно играющей первую роль, а не второстепенной. И делаем это, в первую очередь, через доверие – доверяя управление организацией".
Занньер не выглядел убедительным, ибо тенденция очевидна - в председательстве сменяется череда совершенно определенных стран. Глава ОБСЕ поделился своим наблюдением: "Я обратил внимание на то, что некоторые не только постсоветские, но и страны бывшей Югославии поначалу в ОБСЕ вели себя несколько стеснительно. Более того, помню, как в конце 90-х и начале 2000-х страны Центральной Азии, оценивая свое участие в ОБСЕ, задавались единственным вопросом: "А каково наше место в организации? Кем мы там будем?". И вот с течением времени я стал замечать, что эти страны постепенно находят себя в команде стран-участниц ОБСЕ. Сегодня, к слову, их уже 56. Поворотным моментом, на мой взгляд, стало председательство Казахстана в 2010 году. Эта страна показала, что она разделяет наши взгляды и цели".
Здесь невозможно было автоматически не вспомнить о том, что, воздавая хвалу Казахстану, ОБСЕ еще ни разу не признала полностью легитимными ни одни выборы, которые проводила эта страна. Всякий раз наблюдатели от ОБСЕ серьезно критикуют выборный процесс в Казахстане, ну а он, соответственно, "бодается", отстаивая свою правоту.
Занньером была отмечена и Литва, продемонстрировавшая в 2011 году великолепное председательство. "Мы надеемся, что и украинцы приложат максимум усилий по продвижению идей и планов ОБСЕ и будут способствовать укреплению роли организации как форума для диалога и платформы для действий, а также не упустят возможности крепче ощутить свои позиции в Европе", - многофигурально выразился глава ОБСЕ.
Он оценил опыт стран постсоветского пространства и той же бывшей Югославии как "уникальный" и подчеркнул, что "этот опыт только приветствуется при решении задач, которыми занимается ОБСЕ. А их круг очень широк – от мониторинга выборов и защиты прав человека - до контроля над распространением вооружений и вопросов кибербезопасности".
"ОБСЕ тем и отличается от других организаций, занимающихся вопросами безопасности, что, во-первых, принимая решения, мы прислушиваемся к мнению каждого страны-участницы и действительно стремимся достичь консенсуса", - пояснил Занньер. Генсек ОБСЕ, надо заметить, не был точен, поскольку такие принципы, как "паритет и консенсус", положены в основу деятельности, как минимум, еще одной международной организации, занимающейся вопросами безопасности, а именно - ШОС.
Ламберто Занньер назвал и второе отличие ОБСЕ от НАТО, Евросоюза и прочих альянсов, объединяющих страны с единым подходом в обеспечении безопасности или с единым видением интеграции. "В нашу организацию входят государства, у которых могут быть разные внешнеполитические стратегии, цели и даже интересы. Мы обеспечиваем площадку для диалога между этими, в первую очередь, политически разным странам, у которых может принципиально расходиться взгляд на обеспечение своей национальной безопасности. Конечно, из-за разницы национальных интересов стран-участниц ОБСЕ, вести такой многосторонний диалог непросто", - признался Занньер и добавил, что, "возможно, это - одна из причин того, почему решения, принимаемые в рамках ОБСЕ, носят преимущественно политический и рекомендательный характер, а не юридический".
Во время визита в Россию Ламберто Занньер дал интервью телеканалу RT. В программе Александра Гурнова Spotlight обсуждался и вопрос защиты прав человека. Известна активность ОБСЕ на этом направлении в странах Средней Азии. На вопрос ведущего, занимается ли ОБСЕ подобными вопросами в других странах, генсек ответил, что недавно поднимался вопрос о смертной казни "в стране по другую сторону океана". Александр Гурнов на это не без юмора заметил: "Когда вы называете США "страной по другую сторону океана», вы наталкиваете меня на аналогию с книгой о Гарри Поттере. Помните, там был герой, "имя которого нельзя называть"...