По данным венесуэльского Национального избирательного совета, назначенный Уго Чавесом наследник вождя боливарианской революции бывший вице-президент Николас Мадуро победил на прошедших в этой стране президентских выборах. Одержал верх с неимоверным трудом, получив 50,75% голосов, тогда как его оппонент Энрике Каприлес - 48,98%. Большинство ничтожное, да и, с точки зрения оппозиции, достигнутое с помощью фальсификаций.
Как бы то ни было, итоги выборов в Венесуэле еще раз подтвердили серьезнейший раскол в обществе. Для сравнения скажем, что на президентских выборах 1998 года Чавес одержал верх, набрав чуть более 55% голосов. А на последних, состоявшихся в октябре прошлого года, завоевал поддержку 54,44% избирателей, став президентом в четвертый раз. Страна давно фактически раскололась пополам: одна половина – за социалистический путь развития, другая – за капиталистический. Половина – за разжигание перманентной революции в Латинской Америке в троцкистском духе, их оппоненты – за политическую стабильность на континенте под эгидой Соединенных Штатов. И, похоже, в ближайшие годы не стоит ожидать согласия или же разумного компромисса между ними…
Латинская Америка внесла в политическую историю человечества немало харизматичных и пассионарных личностей. Симон Боливар, Хуан Доминго Перон, Фидель Кастро, Че Гевара… Уго Чавес – из той же когорты. Десантник Чавес в начале 80-х годов прошлого века основал Революционное боливарианское движение, названное в честь героя латиноамериканской войны за независимость. В 1992-м возглавил неудавшуюся попытку государственного переворота. Провёл два года в тюрьме и был помилован президентом Рафаэлем Кальдера. Ну а в 1998-м в составе коалиции "Патриотический полюс" прошел в парламент и в том же году на президентских выборах одержал убедительную победу.
Чавес стал отцом так называемой боливарианской революции, объявив о цели построить в Венесуэле "социализм XXI века", а в качестве первых шагов - провести конституционную реформу, очистить страну от коррупции, создать общество социальной справедливости, привлекая широкие народные массы к управлению государством.
В 2007 году им были национализированы контролировавшиеся американцами крупнейшие в стране телекоммуникационная и электроэнергетическая компании — Compania Nacional de Telefonos de Venezuela (CANTV) и Electricidad de Caracas, а также предприятия цементной промышленности и крупнейший металлургический комбинат Sidor. Ясно, что это не могло понравиться Вашингтону, и Белый дом сразу же записал венесуэльского команданте в список своих злейших врагов. Не простили Штаты и его дружбы с Кубой и другими левыми латиноамериканскими режимами, с которыми Чавес создал так называемую "ось добра", противостоящую американской "оси зла". По некоторым данным, Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу по демпинговым ценам около 90 тыс. баррелей нефти, а та направила в страну десятки тысяч своих специалистов, в том числе почти 30 тыс. врачей.
Кроме того, Уго Чавес принял ряд важных социальных законов, призванных облегчить жизнь простого люда. Так, он отменил вступительные экзамены в вузы, чтобы облегчить получение высшего образования выходцами из низов, признал права коренных жителей страны – индейцев на земли своего традиционного проживания, установил самый высокий, по его словам, минимальный уровень зарплаты в Латинской Америке в 372 доллара, хотя, как отмечают его противники, достичь этого так и не удалось.
И это притом, что Венесуэла – одна из богатейших нефтью стран мира. Могла бы жить, как Арабские Эмираты. Да вот бешеные деньги не привели к существенному росту уровня жизни народа. В чем, собственно, все время и упрекает бывшего лидера оппозиция. В вину его правительству вменяют и острый дефицит жилья, и рост преступности (количество убийств - 50 человек на тысячу жителей), и высокий уровень инфляции, достигающей 20% в месяц, и заключение спорных международных альянсов.
И все-таки жители барриос, беднейших городских кварталов, и на сей раз выступили на стороне боливарианцев и их нынешнего лидера Николаса Мадуро. Его предшественник сделал ставку именно на социальные низы: строил для них жилые дома, создавал систему бесплатного здравоохранения и образования, да и просто периодически раздавал им деньги. Противника Мадуро Энрике Каприлеса поддержали предпринимательские круги и средний класс, которые во времена правления Чавеса практически ничего не получили от "нефтяного пирога". Именно они по призыву проигравшего кандидата вчера, в понедельник, вышли на улицы Каракаса с призывом снова пересчитать голоса избирателей. Кстати, это требование поддержали администрация Барака Обамы и Генеральный секретарь Организации американских государств (ОАГ) Хосе Мигель Инсульса.
Москва же сразу признала победу Николаса Мадуро. И это понятно – Венесуэла давно уже является нашим стратегическим - политическим и экономическим - партнером, силой, которая активно противодействует американской экспансии в Латинской Америке. В своем поздравлении новому президенту Владимир Путин выразил уверенность, что под руководством Мадуро Венесуэла будет и впредь укреплять отношения стратегического партнерства с Россией, а также подтвердил готовность к дальнейшему развитию конструктивного диалога по всему спектру двусторонних и международных вопросов в интересах двух стран и народов.
Очевидно, что в случае победы ориентированного на Вашингтон Энрике Каприлеса Россия утратила бы свое влияние в этой стране. А влияние это велико, в том числе и в экономической области. Крупнейшие российские добывающие компании активно участвуют в разработке венесуэльских нефтяных месторождений. Так, в 2012 году совместный венесуэльско-российский консорциум начал нефтедобычу на блоке Хунин-6 в бассейне реки Ориноко. Инвестиции в этот проект могут составить $20 млрд. В перспективе начало освоения и другого блока - Карабобо-2. Поэтому Москву не могло не насторожить обещание оппозиции в случае прихода к власти пересмотреть эти контракты.
После того, как в 2006 году США ввели эмбарго на продажу вооружений Венесуэле, мы стали крупнейшим поставщиком современного оружия в эту страну. Пакет военных контрактов, заключенных между нашими государствами за последние годы, в "Рособоронэкспорте"Рособор оценивают в $11 млрд. Если бы победил Каприлес, то Россия реально могла бы не только потерять эти контракты, но и не получить деньги за выданные под них кредиты.
Сейчас все эти опасения вроде бы позади. Инаугурация Николаса Мадуро, если, конечно, этому не помешают действия оппозиционных сил, запланирована на ближайшую пятницу. Он будет возглавлять страну до 2019 года. А значит, можно с достаточной долей оптимизма смотреть на будущее развитие нашего стратегического сотрудничества с Венесуэлой.