Проблема нестабильности и исламского терроризма в зоне африканского Сахеля, простирающегося от Мавритании на Западе континента до Сомали на Востоке, широко обсуждалась в Нью-Йорке в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Поводом для дискуссий по этой насущной для Африки проблемы послужили недавние вылазки террористов в Кении и Нигерии, приведшие к большим жертвам.
Нападение 21 сентября боевиков сомалийской исламской радикальной группировки "Аш-Шабаб" - филиала "Аль-Каиды" - на торговый комплекс "Уэстдейт" в Найроби стал потрясением для жителей этого мирного по духу города, известного как туристическая столица Восточной Африки. В бойне, устроенной исламистами в здании торгового центра, погибли около 70 человек. Лидеры группировки пригрозили, что не остановятся на этом и нанесут ещё более чувствительные удары, поскольку власти Кении отвергли их требование вывести свои войска из Сомали. Они пообещали "превратить кенийские города в могилы и наполнить реки кровью, которые затопят Найроби".
Спустя неделю после кенийской трагедии произошло нападение на колледж в Нигерии, где террористы расстреляли несколько десятков студентов. Это было дело рук радикальной исламской группировки "Боко харам", с которой власти ведут войну уже несколько лет. Зарожденая в 2002 году на севере Нигерии, где преобладает исповедующее ислам население, группировка краеугольным камнем своей идеологии провозгласила распространение учения пророка и джихада, а всякий, кто не руководствуется "ниспосланным Аллахом законом, грешит против него".
К 2011 году из относительно небольшой организации "Боко харам" преобразилась в мощное антиправительственное движение. Теракты стали практически повседневными. Взрывы начали греметь и на севере страны, и в столице Абудже, расположенной в её центре. В августе 2011 года боевики взорвали представительство ООН в этом городе, погибли 24 человека. Всего же число жертв нападений к лету 2013 года перевалило 12 тысяч человек.
В 2013 году власти Нигерии осознали, что ситуация полностью выходит из-под контроля. В трех северных штатах было объявлено военное положение, туда вошли дополнительные армейские подразделения. Однако карательные меры вызвали обратный эффект. В Нигерии развернулись настоящие бои между исламистами и правительственными войсками.
Теракты в Кении и Нигерии повергли в шок международное сообщество, которое выразило обеспокоенность масштабами деятельности религиозных военизированных группировок в Африке, да и во всем мире. На сессии ГА ООН его участники подчеркнули необходимость скоординированного подхода для устранения угроз в сфере безопасности. Президент Нигерии Гудлак Джонатан, в частности, указав на важность объединения усилий для борьбы с терроризмом, подчеркнул, что "терроризм не имеет границ и необходимы глобальные совместные действия".
Президент Сенегала Маки Саль отметил, что хотя в начале года западноафриканским войскам при поддержке Франции удалось нанести поражение исламистским боевикам в Мали, однако это не положило конец проявлениям терроризма в зоне Сахеля. "Боевики были рассеяны, - сказал он, - но угроза терроризма не ликвидирована. Только посредством совместных действий мы сможем противостоять этой угрозе безопасности Африки". По заявлению президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре, "зона Сахеля стала прибежищем для наркоторговцев и террористов, дестабилизирующее влияние которых представляют реальную угрозу региональной безопасности".
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул важность разработки долгосрочной стратегии по устранению угроз в сфере безопасности в этом африканском регионе. Он предупредил об опасности того, что "радикализм и насильственная идеология могут показаться привлекательными для молодежи региона".
Кровавые события в Кении вынудили власти соседней Уганды принять повышенные меры безопасности, учитывая, что военные страны активно участвуют в операциях африканских миротворцев в Сомали. По словам представителя полиции Ибина Сенкунби, под усиленную охрану взяты все важные объекты в столице Кампале и её окрестностях. Уганда уже становилась объектом вылазок сомалийских исламистов. В 2010 году в центре столицы были взорваны две бомбы, унесшие жизни 77 человек. Полиции удалось предотвратить ещё не менее 15 терактов, запланированных боевиками "Аш-Шабаб".
В конце минувшей недели США предприняли операции по ликвидации лидеров "Аль-Каиды" и "Аш-Шабаб", которые, по их утверждению, причастны к взрывам американских посольств в 1998 году в Танзании и Кении, унесших жизни 224 человек. Если американским спецназовцам удалось захватить в Триполи ливийца Абу Анаса аль-Либи, который был включен ФБР в список наиболее разыскиваемых террористов, то операция в Сомали провалилась. Аль-Либи в свое время входил в "ближний круг" Усамы бен Ладена. В ответ ливийские исламисты объявили "о начале охоты на американцев", которых они намерены использовать как заложников в обмен за освобождение аль-Либи.
В Сомали американским военным не удалось захватить объявленного в розыск одного из лидеров "Аш-Шабаб" кенийца сомалийского происхождения, известного как Абдукадир Мохаммед Абдукадир. При попытке проникнуть в дом в приморском городе Бараве, где, по их данным, укрывался разыскиваемый, спецназовцы были встречены сильным огнем со стороны боевиков группировки, и были вынуждены ретироваться. Вылазку в Сомали они сделали со своей базы в соседнем Джибути.
Активизация религиозных террористических группировок в ряде африканских стран в значительной степени связана с внутренними проблемами. По словам директора Центра исследований радикализма при британском королевском колледже Александра Мелэгру-Хитченса, "бедность, коррупция, политические кризисы создают благоприятную среду для распространения радикальных идей. Одновременно у африканского терроризма есть связь с глобальным воинствующим исламизмом, по крайней мере, на уровне идеологии". По мнению эксперта, "тенденция к распространению джихадизма в Африке будет продолжаться в обозримом будущем просто потому, что проблемы, которыми она обусловлена, такие как бедность и коррупция, исчезнут далеко не сразу".