В минувший понедельник российское правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС в 100 миллиардов долларов. Доля России в этом пуле – 18 миллиардов, значительная сумма для страны. Однако если учесть, что пул создается в качестве эффективной защиты национальных валют стран БРИКС от непредсказуемости мировых финансовых рынков, то цена за спокойствие не покажется слишком высокой.
Кроме пула резервов страны БРИКС планируют создать еще одну финансовую структуру — банк развития. Эта межгосударственная кредитная организация имеет капитал того же размера — 100 миллиардов долларов. Но эти средства предназначены для финансирования перспективных проектов.
А время для утверждения таких проектов уже наступает. С апреля Россия председательствует в БРИКС и летом на очередном саммите в Уфе должна представить партнерам экономическую повестку своего председательства. Суть ее, как заметил на днях первый замминистра экономического развития России Алексей Лихачев, в том, что "мы хотели бы двигаться к некому единому экономическому пространству БРИКС".
Пока трудно предугадать, какие первоочередные проблемы будут обсуждаться в Уфе, но несомненно, что в их числе встанет продовольственная. Дело в том, что и ранее, не располагая 100-миллиардным капиталом, страны БРИКС прикладывали усилия для ее решения. Теперь появилась возможность скоординировать свои действия и инвестировать в сельскохозяйственные проекты немалые суммы.
По общепризнанной статистике, в 16 государствах ситуация с голодом - серьезныq повод для беспокойства. Более 800 миллионов людей в мире страдают от недоедания. Кроме того, два миллиарда испытывают так называемый "скрытый голод". В первую очередь причина – в нищете. Та же статистика утверждает, что один из каждых пяти жителей развивающихся регионов, а это 1,2 миллиарда человек - живут меньше, чем на 1,25 доллара в день. 2,4 миллиарда - обходятся двумя долларами.
Есть и другие причины нехватки продовольствия. Так, еще в 70-е годы было подсчитано, что вся пригодная для земледельческого освоения территории составляет 3714 млн га. Это 27,4% всей суши. С тех пор угодья сокращались как шагреневая кожа – опустынивание, экологические катастрофы, нехватка воды, рост городов, прокладка транспортных магистралей отнимали землю. К тому же весомую часть обрабатываемых площадей приходится отводить под технические, кормовые и другие непродовольственные культур. Конечно, "зеленая революция" в свое время подняла урожайность. Но сегодня этого мало. К тому же очередные революции сводятся к созданию спорных ГМО, которые не везде и не всеми потребляются в пищу.
Способны ли страны БРИКС хотя бы частично преодолеть эти трудности? Начнем с того, что они очень неоднородны не только по уровню развития, но и с точки зрения продовольственной безопасности. Например, все отмечают, что Бразилия, поставив проблему продовольствия в качестве государственного приоритета, сумела сократить вдвое количество голодающих, до 5% населения. Кстати, такой же показатель у России, где проблема голода не обсуждается на государственном уровне, и благодаря наиболее высокому уровню жизни среди стран БРИКС считалось, что ее не существует. Однако данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) говорят о другом. Такой же показатель – и у ЮАР, хотя еще несколько лет назад вопрос о детском недоедании стоял там очень остро. В Индии этот показатель равен 15,2%, в КНР — 10,6%. Между прочим, Китай, который кормит почти одну пятую населения земли, обладает менее 9% мировых пахотных земель, так что здесь причина, что называется, на поверхности…
Да, положение разное, пути решения не похожи, но тем не менее, в БРИКС утвержден План действий на 2012-2016 годы по развитию сотрудничества в области сельского хозяйства. Это важно, прежде всего, потому что новый союз стран начинает совместно выходить на мировую арену. Поэтому нужно усиливать их взаимодействие, направленное на выработку общей позиции на переговорах в рамках многосторонней торговой системы, а также на обмен опытом использования разрешенных правилами ВТО инструментов поддержки аграрного сектора.
Кроме того, решение продовольственной проблемы в масштабах БРИКС имеет глобальное значение, поскольку новый союз – это 26% площади земного шара и 42% общемирового населения. И положение в продовольствием в Китае, например, будет влиять на насыщенность рынков и цены во всей Азии. Если к этому добавить Индию, Россию и страны ШОС, то можно говорить и о решении продовольственной программы для трети человечества.
В азиатском регионе больше голодающих людей, чем в каком-либо другом. В 2010 году здесь проживало 62% мирового населения, страдающего от недоедания. И до сих пор страны Азии сталкиваются с ограниченными местными поставками и отсутствием возможности провести экспансию сельскохозяйственного производства. Расширение сельскохозяйственной отрасли включает в себя новые методы возделывания и обработки земли, увеличение зависимости от искусственных удобрений. А это вызывает экологические проблемы: изменение климата, деградацию земель, загрязнение воздуха и воды. И потому многие из них зависят от продовольственной ситуации в Китае.
В самом же Китае назревает другая проблема. Рост экономики и сопутствующий ему рост благосостояния привели к изменениям в структуре потребления. Среди городского населения потребление мяса и рыбы неуклонно растет, а базовых продуктов питания – овощей и риса – снижается уже на протяжении нескольких десятков лет. Обеспечить себя всем этим страна не может.
Вот и складывается обстановка, когда большинство государств, не только Китай и Индия, не способны обеспечить собственные потребности в сельскохозяйственных товарах, а потому обращают свои взоры на страны, экспортирующие продовольствие. В силу природных и социально-экономических факторов на Евразийском континенте таких стран всего две – это Казахстан и Россия.
Конечно, Россия переживает сейчас не лучший период, санкции Запада и собственные контрсанкции против европейских поставщиков привели к разрушению кооперационных связей, из-за чего приходится искать новых партнеров, в первую очередь из стран ШОС и БРИКС, а также расширять собственное производство продовольствия. Тем не менее, зерном и растительным маслом Россия обеспечивает не только себя, но и 50 млн человек из других стран, куда они идут на экспорт. Близки к нормативным и показатели производства мяса и молока. Но все это отнюдь не отражает тех возможностей, которые есть у страны. Специалисты утверждают, что природный потенциал России позволяет прокормить около 700 миллионов человек!
Главный ресурс – земля, пригодная для ведения сельского хозяйства. Многие эксперты убеждены, что уже в самом ближайшем будущем в мире начнут с интенсивной скоростью множиться региональные конфликты, реальным предметом спора которых будет именно борьба за владение земельным ресурсом. При этом в России сложилась уникальная ситуация - многие участки плодородных земель длительное время не обрабатываются и благодаря этому прошли конверсию необходимую для ведения биодинамического земледелия. Иными словами, выпала возможность воспользоваться возникающим шансом и начать инвестировать в производство экологически чистой продукции, которая позволит накормить всё население здоровой пищей, а также экспортировать продовольствие во многие страны мира.
Но это – дело будущего. Пока же Россия может воспользоваться возможностью создания сельскохозяйственной базы, ориентированной на азиатские рынки. То есть Россия способна стать для стран БРИКС (преимущественно для Китая и Индии) не только центром формирования предложения на базовые продукты питания, требующие для своего производства значительных земельных, морских и других природных ресурсов, включая воду и энергию, но и центром формирования спроса. Создание новых кооперационных и торговых связей подвигает Россию переводить свой агробизнес на новый уровень, включая не просто создание новой техники, но и использование систем ГЛОНАСС для управления, не просто новых сортов культур или удобрений, но районированных, способных в разы повышать урожайность.
Впрочем, не будем забегать вперед. Посмотрим, что войдет в повестку дня саммита БРИКС в Уфе. И, естественно, узнаем, что предложит Россия на выставке сельскохозяйственных инвестиционных проектов стран БРИКС в октябре.