В Брюсселе на минувшей неделе, прошел очередной саммит Евросоюза. Накануне аналитики и СМИ много полемизировали по поводу ситуации, сложившейся перед этим саммитом. Поводом для этого в первую очередь послужила ситуация, которая сложилась сегодня в Европе, связанная с миграционным кризисом. И прогнозы экспертов во многом оправдались — саммит прошел под эгидой именно этой проблемы: что делать с беженцами, которые в последнее время буквально наводнили Старый Свет.
Сразу следует отметить, что только ранним утром в заключительный день работы саммита, 29 июня, главам государств и правительств ЕС удалось найти решение по миграционному вопросу, которое, казалось, устроила всех участников. Стоявшие на разных позициях премьер Италии Джузеппе Конте и канцлер Германии Ангела Меркель назвали итоговое соглашение успехом. Однако возможность его реализации находится под вопросом.
Достаточно сказать, что в четверг вечером Италия отказалась подписать коммюнике по итогам встречи в верхах, поскольку итальянского премьера Конте не устраивала неопределенность по вопросу беженцев. Дискуссия по этому вопросу продолжилась за закрытыми дверями до утренних сумерек пятницы.
Итальянский премьер-министр предложил разработанный Римом план из 10 пунктов. Основным в этом документе, отмечает немецкая газета Die Zeit, было радикальное изменение существующих правил Евросоюза. Еще до начала саммита среди главных требований Италии значился пересмотр Дублинского соглашения, согласно которому ответственность за прием кандидата на убежище несет та страна ЕС, через которую он впервые въехал. В этой связи Рим начал, не дожидаясь решения саммита, в одностороннем порядке вводить свои правила приема беженцев. Для начала итальянцы отказали всем судам т. н. «добровольческих организаций», которые занимались спасением беженцев в Средиземном море, заходить в итальянские порты.
Тут необходимо пояснить, что переброской беженцев в Европу сейчас занимаются многочисленные преступные группировки в основном из Ливии. Они нагружают ими часто неприспособленные для плавания суда, получив предварительно с мигрантов солидные суммы. В результате, эти суда терпят бедствие в открытом море. Многочисленные европейские благотворительные организации создали собственные флотилии, которые разыскивают оказавшихся в беде людей и берут их на борт для доставки в гавани Италии и Греции.
Вполне понятно, что подобная благотворительность только на руку мафии, наращивающей обороты переброски людей из Африки и Ближнего и Среднего Востока в Европу. В этой связи Конте сообщил, что Италия не будет принимать подобные суда, пока другие европейские страны не начнут делать то же самое. Понять официальный Рим вполне можно: ежегодно в Италию прибывают десятки тысяч беженцев, которые затем пытаются найти себе приемлемые условия для проживания в других европейских государствах.
Можно предположить, что определенную роль при поиске приемлемого компромиссного решения сыграло стремление партнеров по ЕС помочь разрешению правительственного кризиса в Германии. В частности, главы правительств Испании, Греции, Финляндии и Люксембурга поддержали предложение немецкого канцлера Ангелы Меркель предотвратить для беженцев свободное перемещение по странам Европы. Однако, по конкретным квотам приема беженцев, которые с самого начала бойкотировали, прежде всего, страны Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) договориться вновь не удалось. А это означает, что миграционный кризис до конца на саммите в Брюсселе так и не разрешился.
Согласно принятому решению получается, что внутри ЕС будут созданы специальные лагеря по приему беженцев. Спасенные в море мигранты должны будут «путем совместных усилий» размещаться в специальных контролируемых центрах, сооруженных странами Евросоюза. Там, при поддержке чиновников ЕС их будут проверять на предмет правомерности их намерения находится в Европе. Другими словами, т. н. «экономические мигранты» должны быть отделены от действительно терпящих бедствие от последствий войны. Те, кто получат право на убежище могут быть направлены в другие страны Евросоюза «на принципах солидарности» при условии, что эти страны их примут. Для предотвращения опасной переправки через Средиземное море предполагается создание специальных лагерей вне ЕС (возможно, в Африке), где желающие эмигрировать будут проходить первичную поверку.
В решении немало узких мест. Прежде всего, создание специальных лагерей потребует значительных финансовых средств. Речь идет, как минимум, о €20 млн, которые должен будет выделить официальный Брюссель. Более того, пока ни одно государство вне ЕС не согласилось на создание специальных лагерей для первичной проверки беженцев. Видимо, такие страны придется соответствующим образом финансово стимулировать. Кроме того, существующие такого рода лагеря в Ливии напоминают концлагеря и не понятно, кто и как будет контролировать ситуацию там.
Тем более, что в той же Ливии, откуда и отправляется значительная часть беженцев, идет по сути дела гражданская война. Более сложным явится проблема распределения беженцев внутри сообщества квоты отменяются, то уже никто не в состоянии принудить страны ЕС принимать мигрантов. Это может быть достигнуто только на базе двусторонних договоренностей. От решения всех этих проблем и будет зависеть успех усилий стран Евросоюза по решению этой проблемы, ставшей на пути дальнейших интеграционных тенденций в сообществе.
Напомним, пик прибытия нелегальных мигрантов в ЕС пришелся на 2015 год, когда на территории Евросоюза оказались более 1,2 млн беженцев. В последующие годы потоки мигрантов сократились, часть путей удалось перекрыть или упорядочить, однако проблема не решена. По данным Международной организации по миграции, в этом году в Европу морскими маршрутами прибыло более 40 тыс. человек. В летние месяцы их количество, как ожидается, может существенно возрасти. При этом, по данным Eurostat, лишь около 30% мигрантов действительно нуждаются в международной защите.
Странам ЕС еще предстоит решить, кто из них готов на добровольной основе разместить на своей территории центры, где нелегальные мигранты должны ожидать своей судьбы — предоставление убежища или отказ. А главное, не подвиснет ли в воздухе идея создания центров по приему нелегальных мигрантов за пределами Евросоюза — на территории африканских и ближневосточных стран. Последние пока не высказали энтузиазма по этому поводу.
Помимо проблемы беженцев, как бы попутно, европейские лидеры на саммите в Брюсселе продлили еще на полгода санкции Евросоюза в отношении России и одобрили заключения по Brexit (выходу Великобритании из ЕС). С последним вопросом тоже не все так гладко: Лондон и Брюссель никак не могут договориться по ряду принципиальных аспектов. На достижение договоренности осталось девять месяцев, а одна из главных проблем — как урегулировать вопрос границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией (части Соединенного королевства) — остается нерешенной. Нет пока договоренности и по применению этого соглашения к Гибралтару. Так что Brexit еще доставит немало хлопот чиновникам как в Лондоне, так и Брюсселе…