Иран в ночь на 8 января нанес ракетные удары по двум американским военным объектам в Ираке. Удары были нанесены в ответ на убийство на минувшей неделе в районе багдадского аэропорта главы спецподразделения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции генерала Касема Сулеймани. Как сообщил иранский телеканал Press TV в Twitter, в результате этой атаки погибли 80 человек. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи назвал атаку на американские базы в Ираке «пощечиной США».
Правда, выступая в среду в Белом доме с телеобращением к согражданам, президент США Дональд Трамп заявил, что в результате иранского обстрела никто из американских военных не пострадал, а ущерб для баз был минимальным. Видимо, именно по этой причине глава Белого дома в ответ на обстрел иранскими военными американских баз в Ираке заявил, что вводит лишь новые экономические санкции против Тегерана. По словам Трампа, «эти мощные санкции будут действовать до тех пор, пока Иран не изменит свое поведение».
Несмотря на достаточно сдержанную реакцию Вашингтона на ракетный обстрел американских баз в Ираке, ситуация в регионе по-прежнему остается крайне напряженной. В связи с этим мировое сообщество призывает США и Иран к сдержанности. Причем эти призывы раздаются с разных сторон. К примеру, в НАТО заявляют, что альянсу не нужен новый конфликт на Ближнем Востоке. В свою очередь глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила в среду, что Вашингтон и Тегеран должны немедленно начать диалог для деэскалации ситуации в регионе. А спикер Палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси на своей странице в Twitter заявила о необходимости прекращения провокационных действий в отношении Тегерана. По ее словам, Соединенные Штаты и остальной мир не могут допустить войны.
Что касается реакции нашей страны на обострение ситуации на Ближнем Востоке, то не является секретом, что Россия – близкий союзник Ирана. И мало кто сомневается, что Москва в сложившейся ситуации готова поддержать Тегеран политически. Как угодно, но только чтобы не оказаться втянутой в военное противостояние с США в регионе. Ранее в Москве уже выразили соболезнования в связи с гибелью генерала Сулеймани, отметив, что его убийство приведет к серьезному росту напряженности в данном регионе. Кроме того, глава МИД России Сергей Лавров счел действия Вашингтона в отношении Ирана нарушением международного права.
Напомним, диалог между США и Ираном еще со времен Исламской революции 1979 года носит напряженный характер: между Вашингтоном и Тегераном с 1980 года нет дипломатических отношений. Одним из камней преткновения в двухсторонних отношениях является тема иранского атома. Достаточно вспомнить, что сразу же после прихода в Белый дом президент Дональд Трамп заявил о выходе США из Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана (СВПД). Кроме того, Вашингтон обвиняет Тегеран в поддержке терроризма и нарушении прав человека. В Иране эти обвинения отвергают, и в последнее время антиамериканские настроения в стране только усилились, а гибель генерала Сулеймани лишь «подлила масла в огонь» в эти настроения.
Так, накануне иранский парламент единогласно принял закон, который включает целиком министерство обороны США со всеми входящими в него видами вооруженных сил, а также различными подконтрольными структурами в число террористических организаций. Вероятно, это должно несколько легализовать ракетные удары по военным объектам США в третьих странах. Свои ракетные удары на военные базы США в Ираке Иран, кстати, обосновал уставом ООН, который дает ему право на самооборону.
На данный момент политики и эксперты сходятся во мнении, что убийство американцами генерала Сулеймани и ответная ракетная атака Тегерана на военные базы США в Ираке означают новый виток напряженности на Ближнем Востоке. Главный вопрос: приведет ли это обострение к полномасштабной разрушительной войне? Проблема заключается в том, что в результате одной небольшой ошибки одной из сторон война может охватить не только весь регион Ближнего Востока, но и перерасти в общемировой конфликт.
По мнению ряда экспертов, Иран не заинтересован в развязывании войны с США, равно как и в начале полномасштабного конфликта в регионе в целом. Тегеран, к слову, уже заявил, что готов ограничиться двумя ударами по военным базам США в Ираке. Сложнее дело с Соединенными Штатами, где недавние ракетные удары Тегерана дали «ястребам» президента Трампа возможность взвинтить конфликт с Ираном. Да и сам нынешний глава Белого дома, отличающийся своей непредсказуемостью, до сих пор не проявлял особого благоразумия и сдержанности в подобных ситуациях. Пока, как видим, президенту США хватает благоразумия не усугублять конфронтацию с Ираном военным образом.
Хотя внутриполитическая ситуация в Соединенных Штатах диктует Дональду Трампу начать небольшую, но победоносную войну с Ираном, чтобы отвлечь внимание общественности страны от импичмента, объявленного ему демократами. Действительно, в последние дни тема импичмента отошла на второй план не только в СМИ, но и в социальных сетях, где из-за роста обеспокоенности общественности на первое место вышли упоминания о третьей мировой войне. Наиболее страстные критики Трампа уже обвинили его в том, что он затеял всю эту ситуацию с Ираном, держа в голове подобное развитие событий. Появились уже и сравнения: например, когда президент Билл Клинтон в 1998 году дал «зеленый свет» бомбежкам в Афганистане и Иране – в самый разгар скандала с Моникой Левински, а также отсылки к фильму 1997 года «Хвост виляет собакой», когда вымышленный президент устраивает войну, чтобы отвлечь внимание от сексуального скандала.
В заключение хотелось отметить первую реакцию американской общественности на обострение ситуации на Ближнем Востоке. Уже в понедельник появились данные опроса, проведенного службой HuffPost-YouGov. Его результаты говорят, что 43% респондентов одобрили американскую атаку в Ираке, 38% не одобрили. 19% опрошенных заявили, что не определились. Эти цифры говорят о том, что нынешнее американское общество расколото, и дальнейшие действия Трампа в отношении Ирана будут восприняты, как и многие другие его деяния, сквозь призму одобрения или неодобрения. А раз так, то иранская авантюра в конечном итоге может стоить Дональду Трампу поражения на предстоящих в ноябре этого года президентских выборах. И об этом президенту США необходимо помнить, предпринимая те или иные шаги против Ирана.