Марина Харькова, журналист, Донецк
В донецких республиках идет работа по розыску братских могил и эксгумации убитых украинскими вояками и националистами. Для этого создана межведомственная комиссия, куда входят судмедэксперты, правоохранители, поисковики, представители гуманитарной переговорной подгруппы, общественники, которые собирали доказательства расправ ВСУ с мирными жителями Донбасса.
Погибшие по вине украинских карателей при похищениях, массовых казнях, в плену, при обстрелах будут идентифицированы, а военные преступления киевского режима - задокументированы. Донецкая и Луганская республики намерены сотрудничать с международными организациями, чтобы передать им собранные доказательства по геноциду населения Донбасса украинским режимом. Начат процесс по направлению исков, заявлений, обращений в Европейский суд по правам человека и в Международный уголовный суд. Установить места и обстоятельства гибели людей помогают показания местных жителей. Также активизированы поисковые работы по выяснению судеб пропавших без вести и сбору прижизненной информации о них, будет создан единый реестр пропавших и их родственников.
Помощь в следственных действиях окажут и российские эксперты-криминалисты. Это согласовано со Следственным комитетом Российской Федерации, который также скрупулезно и тщательно собирает материалы по военным преступлениям Украины в Донбассе.
Работа по поиску и извлечению останков уже ведется в ДНР, где возле города Снежное обнаружено массовое захоронение. По первым оценкам, в нем находятся тела более 50 человек. В ЛНР в 60 километрах от Луганска в селе Сабовка Славяносербского района тоже найдено массовое захоронение мирных граждан. Оттуда извлекли останки восьмерых человек и фрагменты тела еще одного погибшего. Руководитель межведомственной группы по розыску захоронений жертв украинской агрессии, их идентификации и увековечению памяти, первый заместитель министра иностранных дел ЛНР Анна Сорока сообщила: «Масштаб поиска огромный, в настоящий момент мы располагаем сведениями о более чем 10 массовых захоронениях и большом количестве единичных захоронений неустановленных жертв украинских военных, все погибшие – это мирные жители ЛНР. Более сотни человек не были опознаны». Детальная информация пока оглашена не будет, так как процедура - не просто дань уважения погибшим, а важнейшая часть расследования украинских военных преступлений. Поэтому необходимо процессуальное сопровождение и координация всех правоохранительных органов. Народ Донбасса должен сделать все возможное, чтобы сохранить улики преступной агрессии Киева, которые нынешняя украинская власть пытается скрыть и предать забвению. Так считает и глава ЛНР Леонид Пасечник: «Сегодня украинские власти пытаются переписать нашу историю на новый лад, изменить истину до неузнаваемости, вывернуть наизнанку все факты. Но мы обязаны сохранить свидетельства кровавых военных преступлений, которые были совершены на нашей земле киевской властью».
Когда летом 2014 года Украина начала так называемую антитеррористическую операцию против жителей Донбасса, из-за страшных массированных обстрелов людей не успевали хоронить, морги не справлялись с потоком поступающих. Часто было невозможно даже подойти к кладбищам из-за разрывов снарядов или целенаправленной стрельбы ВСУ по похоронным процессиям. На освобожденной от украинских войск территории регулярно обнаруживаются захоронения тех, кто был расстрелян вояками просто потому, что участвовал в референдуме о независимости Донбасса или сопротивлялся насилию и мародерству.
На территории ДНР синхронно с ЛНР идет поиск братских могил и эксгумация. Обнаружены более 130 захоронений без вести пропавших лиц и это неполные данные. Сколько всего безымянных могил на территориях обеих республик, точно сказать нельзя. Иногда это лишь холмы с деревянными колышками вместо табличек или крестами без имен и фамилий. Пока найдены тела 253 погибших человек, на всех были явные признаки насильственной смерти, следы жестоких пыток и издевательств.
Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава ДНР за время боевых действий в Донбассе освидетельствовало более 8 тыс. пострадавших и освободившихся из плена мирных жителей, а также больше 5 тыс. тел погибших. Глава бюро Дмитрий Калашников рассказал: «Создание обобщенной базы генотипов погибших неизвестных и предполагаемых родственников погибших упростит поиск. Мы готовы принять в работу генотипы родственников - ДНК-паспорта с Украины даже в электронном виде».
Однако проблема в том, что Украина не проявляет желания сотрудничать по этой теме. В подконтрольных Украине Донецкой и Луганской областях киевский режим бездействует в поиске пропавших людей и безымянных захоронений. Украинская власть полностью отрицает свою вину в массовой гибели людей, не признает обстрелы, казни и пытки, а пропагандисты внедряют посыл, что погибшие в Донбассе «ждали русский мир, который их и убил». Когда украинская авиация разбомбила центр Луганска и другие города и поселки, украинские СМИ глумились над жертвами, заявляя, что «они сами себя обстреляли» и «это просто взорвались кондиционеры».
Но скрыть зверства не получится. За семь с половиной лет истребления русских Донбасса против украинского государства накоплен огромный массив доказательств. Это отражено и в отчетах международных миссий и правозащитников. В частности, в одном из докладов ООН «О ситуации с правами человека в Украине» упомянут факт обнаружения тел двух мужчин и женщины, убитых выстрелами в голову. Они считались пропавшими без вести после того, как их сожженный автомобиль был найден возле украинского блокпоста на территории Донецкой области. Уполномоченная по правам человека Дарья Морозова рассказала, что лично была свидетелем эксгумации тел, найденных на территории шахты Коммунар в Макеевке, когда эту территорию освободили от украинской нацгвардии и подразделений батальона «Айдар» (запрещен в РФ как террористическая организация). В одной из могил были захоронены убитые беременная женщина и подросток.
Массовые захоронения мирных жителей были найдены в селе Нижняя Крынка под Донецком. В Тельмановском районе в общей могиле были захоронены более 30 мирных жителей. Жители Амвросиевского района рассказывали, как украинские боевики застрелили молодых парней за симпатии к ополчению и закопали их тела в яблоневом саду.
Из попавших в украинский плен мало кто выживал, а выживших жестоко пытали и калечили. Бойцов ополчения расстреливали и сбрасывали в рвы, присыпая сверху землей. Еще долгие годы донецкая земля будет отдавать тела погибших от рук украинских националистов, а ненайденные братские могилы будут зарастать ковылем.
На первые эксгумации в 2014 году приезжали международные наблюдатели и правозащитники. Страшными подробностями этой миссии поделился латвийский правозащитник Эйнарс Граудиньш. Он входил в группу экспертов стран ЕС и был на местах раскопок в селе Нижняя Крынка и у шахты Коммунар: «Убитые мирные жители лежали в яме под тонким слоем земли. Тела находились в сильной стадии разложения, когда были обнаружены. В захоронении у села Нижняя Крынка пока раскопан только один могильник. Там стоит невыносимый трупный запах, что говорит о том, что еще не все тела извлечены из-под земли. Правоохранители ДНР документировали извлечение каждого тела, проводили экспертизу и направляли тела в морг. В настоящее время только в моргах города Донецка - около 400 неопознанных трупов. Их число будет расти по мере проведения эксгумации на обнаруженных захоронениях». Местные женщины рассказали Эйнарсу, что их дома были разграблены, а украинские солдаты подвергали групповым изнасилованиям женщин и девочек.Женщины просили правозащитников, чтобы от них весь мир узнал о страшных преступлениях, которые творила украинская армия на донецкой земле.
По фактам различных преступлений против ВСУ, нацгвардии и боевиков карательных батальонов только в ДНР возбуждено 2018 уголовных дел, а с начала этого года таких дел возбуждено уже 504. В июле 2021 года иск об ответственности украинских властей за гибель мирного населения и жестокое обращение с людьми в Европейский суд по правам человека подала Россия.
События этих долгих лет нельзя стереть и вычеркнуть из памяти дончан и луганчан – справедливость должна быть восстановлена, а украинские боевики всех мастей – понести наказание. Украина, которая жалуется миру на мифическую российскую агрессию, лицемерно отрицает собственные массовые преступления против Донбасса и не признает геноцид русских, которых продолжает убивать. Боевые действия против республик продолжаются, с каждым днем растут потери и разрушения, перемирия не работают, развязан новый виток жесткого противостояния. Но чаша терпения уже переполнена, к виновным в убийствах должно прийти возмездие.