Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
Во вторник в Токио в присутствии именитых зарубежных гостей состоялись государственные похороны бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, застреленного 8 июля убийцей-одиночкой во время предвыборного митинга. Нынешнее мероприятие – большая редкость для Японии. Последний раз с такими почестями в 1967 году хоронили бывшего премьера Сигэру Ёсида за его вклад в послевоенное восстановление Японии, превративший страну во вторую экономическую державу мира. А вот похороны Абэ вызвали немалое недовольство в стране.
Как следует из недавнего телефонного опроса общественного мнения, проведенного телекомпанией «Асахи», 54% населения против государственных похорон, за выступают лишь 30%, остальным все равно. Причины негативного отношения – недоумение по поводу траты бюджетных средств на это мероприятие – а это 11 млн долларов, отсутствие законной процедуры принятия решения - кому такие церемонии положены, а кому нет, и, наконец, негативная оценка Абэ как премьер-министра Японии. Раскол общественного мнения очевиден. О бойкоте церемонии заявили почти все оппозиционные партии. По стране прокатились акции протеста. Была даже одна попытка самосожжения.
Мероприятие, которое охраняли более 20 000 полицейских, прошло чрезвычайно торжественно и сопровождалось траурным орудийным салютом. Память погибшего премьера прибыли почтить более 4 000 гостей, в том числе более чем 700 иностранцев, среди которых - вице-президент США Камала Харрис, премьер-министр Индии Нарендра Моди и президент Международного олимпийского комитета Томас Бах. От России присутствовал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Но, конечно, до размаха похорон Елизаветы II японцы сильно не дотягивали.
В те же часы демонстрация протеста, в которой насчитывалось около 15 000 человек, прошла по улицам Токио. Отмечены манифестации и в других крупных городах страны. Власти префектуры Окинава отказались даже приспустить государственный флаг на административном здании в честь траура.
Почему же Либерально-демократическая партия Японии и ее лидер премьер-министр Фумио Кисида пошли на проведение государственных похорон, грозящих потерей популярности?
Умеренный либерал и глобалист Кисида, продавив проведение государственных похорон ястреба Абэ, как считают японские эксперты, рассчитывает снискать более широкую поддержку консерваторов и националистов в Либерально-демократической партии на фоне нарастания экономических трудностей в стране, которые уже опустили его рейтинг до 40%. Это антирекорд за время его годичного пребывания на посту премьера.
В траурной речи премьер-министр Японии Фумио Кисида сделал упор на достижения Абэ в «заметном» укреплении японо-американских связей, продвижении концепции коллективной безопасности в регионе, включающей Японию, США, Австралию и Индию, формировании зоны «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Заметим, что все это делалось в пику КНР и в плотной кооперации с Вашингтоном.
Кроме того, Абэ по сути начал пересмотр положений послевоенной конституции Японии, постулирующих отказ от войны, расширил правовой статус Сил самообороны, заметно активизировал внешнюю политику Японии. И все это в рамках политики завершения послевоенного периода, в течение которого страна воспринималась как безжалостный агрессор, который после поражения должен был не иметь армии, помогать всем деньгами и постоянно извиняться.
В этом смысле государственные похороны свидетельствуют о том, что Япония продолжит стратегический курс, намеченный Абэ. И это сигнал вовне.
А к политическому наследию Абэ следует приглядеться.
Вот несколько цитат из его январского интервью британскому журналу «Экономист» :
- В нынешних обстоятельствах мы начинаем понимать, что наши собственные усилия и наша собственная сила воли имеют первостепенное значение, когда речь идет о защите нашей страны.
- Что касается обсуждения ядерного оружия, то опросы общественного мнения почти во всех новостных организациях показывают, что количество людей, считающих, что мы «должны» обсуждать эту тему, превышает количество тех, кто считает, что «не следует».
- В современную эпоху расширенного сдерживания хотелось бы, чтобы Япония и Америка обсудили, когда и как нанести ответный удар ядерным оружием, в том числе в случае применения тактического ядерного оружия. Мы должны разработать систему, позволяющую Японии участвовать в процессе принятия решений. Это сделало бы потенциальный ответ Америки ядерным оружием от имени Японии более реалистичным, что, таким образом, усилило бы нашу сдерживающую способность.
- Япония любит говорить об идеальном мире. Но мы должны изменить наше отношение, когда все военные вопросы оставляются Америке. Япония должна взять на себя ответственность за мир и стабильность и сделать все возможное, работая вместе с Америкой для их достижения.
Иными словами, бывший премьер публично выступает за существенное приращение военной мощи Японии, что не исключает обладание ядерным оружием, ратует за расширение военного компонента во внешней политике, а также считает ядерные гарантии США в отношении Японии не безусловными и фактически требует изменить порядок их применения.
То ли революция, то ли бунт, то ли заявка на резкое расширение национального суверенитета, весьма ограниченного американцами после Второй мировой войны.
Впрочем, автор этих тезисов уже не может что-то пояснить. Из-за ротозейства охраны его с пяти метров застрелил убийца-одиночка из самодельного дробовика по крайне мутным мотивам.