Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Вновь приходится цитировать Киплинга: «Когда все умрут, тогда только закончится Большая Игра». Века проходят, а британское руководство все никак не избавится от фобии под названием «Россия» и все никак не откажется от исторического соперничества с Российской Империей, СССР, а теперь Российской Федерацией. Кушать не могут, как желают нам напакостить. Это у них в крови: «Как тяжело жить, когда с Россией никто не воют», – восклицал в XIX веке лорд Пальмерстон, премьер Британской Империи, и ничего с тех пор не изменилось.
Уж как Лондон соперничал с Петербургом в прошлые века. Уж как Черчилль относился к Сталину в стиле love/hate (любовь-ненависть) и завершил «союзнические отношения» с СССР речью о начале «холодной войны» в Фултоне. Уж как Великобритания ослабела в связи с потерей своей Империи после Второй Мировой войны, куда её подтолкнули США. Уж как она больно столкнулась – здесь и сейчас – с уходом на вторые позиции в мировых рейтингах политических тяжеловесов. Но не исчезает у бриттов «таинственная страсть» (как назвал это чувство Василий Аксенов) к тому, чтобы хоть как-то да вернуться в новых условиях к старой Большой Игре – Великобритания vs Россия.
И, если с давних пор Большой Игрой звали противостояние двух Держав в центре Азии, где бритты ожесточенно отстаивали от наседавших с севера русских свои колониальные завоевания в Индии, названной в ту Эпоху «жемчужиной Британской короны», и это было эпично, то ныне Лондон переформатировал тему в плетение сети конфликтов у границ России. Самый тяжелый из этих конфликтов – украинский, но рядом – провокационная активность бриттов в Средней Азии и в Закавказье, которое вспыхнуло в очередной раз с подачи англосаксонской агентуры. Большая Игра вырождается с их стороны в форму откровенных пакостей. Мельчают лондонские стратеги…
Идея «контроля над Хартлендом», кажется, обретает очередную жизнь (говорят, «у кошек 9 жизней»). Адепты и продолжатели дела английского геополитика Хэлфорда Джона Макиндера, создавшего теорию «Хартленда», развивают эту тему в интересах не утратившего «хватательный рефлекс» британского руководства. Так Николос Джон Спайкмен пошел дальше в разработке стратегии англосаксонского («атлантистского», как они сейчас любят называть) поглощения (взятия под контроль) Евразии. Им предложена идея создания «форпостов» в береговой зоне Евразии (Римленде). Другими словами – это план наступления «атлантистов» на Евразию или «Большой Остров», как у англосаксов принято (они же сами островитяне и видят мир именно в своей интерпретации) называть наш огромный материк.
Римленд – это гигантская дуга, включающая приморские евразийские государства, подлежит «интегрированному контролю» англосаксов. Дальше – это кольцо, названное в геополитике «петлей Анаконды», должно сжимается, и в результате такой операции «атлантисты» желают получить вожделенный контроль над территорией России. А далее, как Спайкмен сформулировал свою идею: «Кто контролирует Римленд, тот контролирует Евразию, а кто контролирует Евразию, тот контролирует судьбы всего мира».
Яснее и не скажешь. По их логике, только Россия и может защитить Хартленд от захватчиков, значит, для получения ими «контроля над судьбами мира» именно Россию надо сломать через систему кризисов вдоль её границ. Чистая «война по доверенности», и, к сожалению, на это ведутся. Впрочем, усиление Шанхайской организации сотрудничества, как прообраза системы коллективной безопасности в Евразии, становится ответом на подобные наскоки островных геополитиков с Туманного Альбиона.
Но пока их удары целенаправленно бьют по очень чувствительным для Евразии реперным точкам. Югославия – «мягкое подбрюшье Европы» (термин У.Черчилля); Афганистан – позиция в самом Хартленде; Ирак – тыловое обеспечение афганского похода; Сирия – вторая попытка получить тыловое обеспечение операции по закреплению в Хартленде; Средняя Азия – важная дополнительная позиция для обеспечения контроля над Хартлендом. В последние годы англосаксы активно продвигаются и в зоне Кавказа, где уже начало полыхать.
Покинув Афганистан, англосаксы продолжили с удвоенными усилиями «играть на остальных досках», заполучая рычаги влияния на местные власти. Например, «SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана) и BP (British Petroleum) подписали Соглашение о разделе продукции по совместной разведке и разработке блока в азербайджанском секторе Каспийского моря. Соглашение подписано на 25 лет. То есть, четверть века пребывания на Каспии англичанам гарантированы. А в соседней Армении масса интересов у США – там самое большое посольство, более 2000 человек персонала. Зачем? А затем, как мы теперь видим, для обострения ситуации у наших границ в этом регионе. И янки подтверждают это сами.
Даниель Гейнор, аналитик «Института лидерства национальной безопасности» из Вашингтона пишет: «Армения, не имеющая выхода к морю, страна с трехмиллионным населением, расположена, возможно, в самом бурном регионе в мире. Армения граничит с Турцией, Азербайджаном, Грузией, Ираном... У США есть свои ставки на все упомянутые пять стран, а Армения находится в поле зрения, как потенциально мощный рычаг для продвижения американских целей». То есть, из Армении янки работают и по внутренней политике, и по всем её соседям. Вот и ответ на вопрос: «Что американцы потеряли в Армении, вблизи границ России?» Не удивительно, что именно кавказский «узел» сейчас вновь «воспалился». Тем более, что американцы и англичане действуют там согласованно.
События в Нагорном Карабахе, позиция премьера Пашиняна, волна претензий к России за то, что она не сделала для населения Карабаха больше, чем сама Армения – это хорошо режиссированная акция в стиле MI6. Как начали англичане раскачивать Карабах, Армению и Азербайджан несколько лет назад, так все сейчас и выливается в нынешний кризис. Да, у бриттов армия ныне меньше, чем их спецслужбы, но зато те эффективно отрабатывают свой хлеб – и Большая Игра перешла в глубины «невидимого фронта».
О растущем интересе англосаксов к Средней Азии появилось свежее свидетельство. Мало того, что они здесь получили с 1990-х годов сильнейшие позиции в экономике бывших советских республик, так теперь оказывают прямо влияние (не сказать давление «мягкой силой») на ставшие политически независимыми государства через свои финансово-экономические рычаги. Регулярные визиты в регион шефов дипломатии США и Британии – Блинкена и Клеверли, а также высоких чиновников из их профильных ведомств, на днях были дополнены «залпом из главного калибра». Впервые в истории сам Джо Байден собрал у себя за столом всех президентов среднеазиатских республик во время сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Речь POTUSa была короткая, «как выстрел на охоте» (с), но многозначительная: «Я считаю, что это исторический момент. Мы развиваем многолетнее тесное сотрудничество между Центральной Азией и Соединенными Штатами — сотрудничество, основанное на нашей общей приверженности суверенитету, независимости и территориальной целостности… Во-первых, мы укрепляем наше сотрудничество в борьбе с терроризмом, включая увеличение американского финансирования системы безопасности в Центральной Азии. Во-вторых, мы укрепляем региональные экономические связи. Например, мы создаем новую бизнес-платформу, которая дополнит нашу дипломатическую деятельность и лучше свяжет наш частный сектор в целях развития. И мы также обсуждаем потенциал нового критического диалога по минеральным ресурсам для укрепления нашей (американской) энергетической безопасности и цепочек поставок на долгие годы вперед». Судя по выражениям лиц гостей, они были весьма удовлетворены услышанным от старины Джо, ведь по этой программе сюда придут американские деньги. Да уж, с «инвестиций», с «укрепления связей частного бизнеса» и в Закавказье все начиналось…
По большому счету Большой Игры, перед нами очень оперативный старт новой внешнеполитической программы Вашингтона, которую пару недель назад озвучил госсекретарь Блинкен. Её главный смысл – перехватить инициативу в условиях подъема Глобального Юга и усиления там антиамериканских настроений. Янки стремительно переходят к стратегической работе с конкретными регионами Глобального Юга для перетягивания их на свою сторону. Благо ФРС в неограниченных количествах печатает столь любезные во многих городах и весях купюры с портретами президентов США, которые будут с новой силой использоваться по назначению.
Как говорит восточная мудрость: «Осел, груженный золотом, возьмёт любую крепость». Золота, правда, никто не обещает, зато расход долларов на такие операции в Вашингтоне никто не ограничивает. Как там, у Папандопуло в «Свадьбе в Малиновке»: «Бери, бери! Я себе ещё нарисую…» Да, американцы решили убрать пока свой «кнут», и перейти – в стиле Вики Нуланд на Майдане – к раздаче «пряников». В Киеве, вон, сработало…
Теперь о самом серьезном кризисе, спровоцированном англосаксами – кризисе украинском. Сейчас хорошо известно, что именно премьер Британии Борис Джонсон своим молниеносным визитом в Киев сорвал подписание перемирия с Москвой весной 2022 года. Лондону необходима война против России, и Боря стал лепшим другом нацистов, режим которых был брошен в бой за английские интересы. На днях новое появление Джонсона в Киеве, уже в неофициальном качестве, вызвало массу слухов и предположений. Самый серьезный из них сформулирован так – «Украина может объявить России войну». Так что, если Джонсон непонятно кого представляет сейчас «де-юре», то абсолютно ясно, от чьего имени он вновь примчался сюда «де-факто» – от имени британских врагов России. И это возможное обострение станет новой волной Большой Игры англосаксов против нас.
В этой истории противостояния с Россией есть и психологический момент. Британскую элиту не интересуют судьбы ни украинцев, ни азербайджанцев, ни армян, ни казахов – она преследует свои корыстные цели, заключенные в двух словах, которые вынесены в название новой стратегии, принятой по инициативе того же Джонсона – «Глобальная Британия». Бриттам очень хочется вернуть свои крепкие позиции в мире, как в XIX веке. А сами британские спецслужбы все никак не свыкнутся с изменившимися правилами Большой Игры, в которой прежде они были «фигурами» и даже «королями». Вот и доказывают самим себе, да и окружающему миру, что не желают мириться с положением «пешек».
Мы не раз писали о том, что в нынешних условиях резкого переформатирования мира и мировой политики целый ряд стран увидели свой шанс отхватить больше, чем у них было. Политика Турции или Польши – тому яркие свидетельства. И кто будет возражать, что Великобритания просто мриит, будто для неё открываются весьма заманчивые перспективы, в том числе, и в деле соперничества за место на мировом Олимпе?
Поэтому на нынешнем этапе Большой Игры бритты видят не только возможность нагадить Москве, но и в более широком плане – за счет усиления своего влияния в конкретных регионах вокруг России получить опору для возвращения своего былого величия и влияния в мировых делах. А совместные действия с американцами против России на всех площадках дают Лондону дополнительные возможности получить желаемое. И в столицах бывших советских республик надо бы понимать эту прописную истину, изучая документы, хранящие наследие лондонских геополитиков. Там всё прописано – все роли для всех участников…