Владимир Блинков, экономический обозреватель
В последнее время появляется все больше фактов, что глобальный «зеленый переход» - обвяленный стратегической задачей экономической политики Запада, притормаживает. Более того появляются новости об отказе от зеленых технологий и наращивании добычи ископаемых энергоносителей. Наблюдаемый процесс обусловлен совокупностью технологических, экономических и политических факторов.
Во-первых, используемые технологии солнечной и ветровой генерации оказались недостаточно надежны. Новостные ленты регулярно сообщают о возникающих проблемах из-за обледенения лопастей ветрогенераторов, неустойчивой работе солнечных батарей из-за отсутствия солнечной погоды или из-за непогоды. Т.е. зеленая энергетика не позволяет обеспечить производство и население стабильным и надёжным источником энергии.
Оценки стоимости электричества на базе отношения полученной энергии из источника к количеству энергии, затраченной на её получение (показатель energy returned on energy invested-EROI), показывают, что для угля этот показатель от 30:1 и выше, для гидроэнергетики около 100:1. Природный газ, который считается наиболее экологичным ископаемым топливом, обеспечивает в странах-импортерах EROI 20-30:1, а в газодобывающей России - 75:1 и выше. В то же время в ветроэнергетике на лучших немецких морских комплексах EROI достигает 16:1, а в среднем он ниже. Поэтому, хотя на ветер приходится более 21% немецкой выработки, в последние годы отрасль стагнирует - темпы строительства новых ветряков упали в разы. В гелиоэнергетике ситуация еще хуже - из-за низкого КПД панелей (6-8%) и зависимости от времени суток и сезона EROI солнечной энергетики в Европе находится на уровне 1,6:1 и даже в американской Аризоне едва достигает 3,8:1 т.е. попросту она не окупается т.к. для окупаемости необходимо хотя бы 4:1. Кроме того для работы ВИЭ из-за их нестабильности нужны аккумуляторы. Из-за их высокой стоимости цена кВт·ч из «зелёных» источников вырастает в 3-4 раза.
Как показала практика ВИЭ не обеспечивают доходности бизнеса, производящего соответствующие установки. Так. производители турбин для ветряков работают в минус уже 5 лет, причем в последние годы ситуация ухудшилась. В 2023 г. объем убытков у 4-х крупнейших компаний сектора (GE Renewable Energy (США), Vestas (Дания), Siemens Gamesа и Nordex (Германия) ) превысил 5 млрд евро.
По мнению аналитиков компании Wood Mackenzie одной из причин убыточности отрасли стала инфляция, из-за которой повысилась стоимость расходных материалов. С начала пандемии произошел резкий рост цен практически на всё: сырье, рабочую силу, логистические услуги, а с 2022 г. добавились еще и геополитические факторы – конфликт на Украине и израильско-палестинский. Выросла монополизация рынка производителей материалов для ВИЭ. Так, на Китай приходится половина запланированных к строительству литиевых заводов, а Индонезия располагает 90% мощностей по очищению никеля. Это не означает, что с поставками обязательно возникнут проблемы, но монополизация ведет к росту цен. Поэтому компании, производящие оборудование для ВИЭ, вынуждены повышать цены. Так, американская GE увеличила расценки на 20%, но выросшие расходы на материалы удалось компенсировать лишь отчасти.
Инфляция и рост цен на материалы стали не единственными причинами. Так, долгое время производители вели гонку за строительство все более мощных ветряных турбин, пренебрегая их надежностью. В итоге, у них резко выросли затраты на гарантийное обслуживание установленного оборудования, что повлекло рост убытков. Так, в 2022 г. гарантийное обслуживание ветроустановок обошлось немецкой Siemens в 920 млн евро убытков. В конце июня 2023 г. компания сообщила о многочисленных случаях производственного брака, устранение которого оценивается ею в сумму не менее 1 млрд евро. Датская Vestas так же отчиталась о проблемах с ремонтом вышедшего из строя оборудования на протяжении последних 3-х лет. Чтобы бороться с ростом убытков американская GE решила сократить число моделей ветряков с 40 до 9, а роторов для них с 15 до 4.
Беды машиностроителей подчеркивают общую нестабильность ВИЭ как бизнеса. При всех положительных сторонах и наличии политической воли развивать данный сектор становится все сложнее. На современном технологическом уровне зеленая энергетика пока приемлема лишь для стран «золотого миллиарда», где она субсидируется из бюджетов.
Но, даже субсидии не позволяют в полной мере решить ее проблемы. Так «очередной удар» по планам зеленой трансформации был нанесен в США, где одна из крупных нефтяных компаний Occidental Petroleum избавилась от самого большого завода по улавливанию углерода, продав его за 200 млн долл. – за четверть от вложенных инвестиций. Как показало расследование Bloomberg, за 13 лет работы Century никогда не работала более чем на треть своей мощности. Причина проста - технологии для улавливания и хранения углерода оказались неэффективными. Они требуют для использования больших вентиляторов для прогонки окружающего воздуха через специальные фильтры и растворы т.е. для работы оборудования нужна электроэнергия, для выработки которой сжигалось ископаемое топливо и формировались дополнительные объемы СО2. В итоге, после почти 2-х десятилетий внедрения общая мощность улавливания углерода во всем мире составляет всего около 45 млн т СО2 в год - 4% от количества необходимого для достижения нулевого уровня выбросов к 2050 г.
В сложившейся ситуации развивающиеся страны, прежде всего Индия и Китай возвращаются к проверенным источникам энергии, в частности углю. Так, за последние три года Китай увеличил добычу на 21% до 4.7 млрд тонн, а Индия планирует в 2024 г. увеличить ее до 1 млрд тонн. По данным Global Energy Monitor они и Индонезия в прошлом году ввели в эксплуатацию новые угольные электростанции мощностью 59 гигаватт и планируют к вводу еще 131 гигаватт.
Как заявил 18 марта генеральный директор саудовской Saudi Aramco Амин Насер «энергетический переход потерпел крах и политикам нужно принять этот очевидный для всех факт». «Нужно отказаться от «фантазий» о поэтапном отказе от нефти и газа, поскольку ожидается, что спрос на ископаемое топливо в ближайшие годы будет только расти. Нам стоит инвестировать в них», - сказал он и напомнил, что хотя в ВИЭ за 20 лет вложено более 9,5 трлн долл., они так и не смогли заменить углеводороды - ветровая и солнечная энергии занимают пока только 4% от общего объема энергопроизводства.
Так что, если не произойдёт технологического прорыва, то в среднесрочной перспективе у эксплуатантов электростанций и промышленных объектов на ископаемом сырье не будет экономических причин для перехода на ВИЭ. Но, в условиях политического и общественного давления, они, скорее всего, будут вынуждены имитировать интерес к ним.