Игорь Пшеничников, политолог
Итоги состоявшихся в Великобритании внеочередных парламентских выборов были предопределены. Уверенную победу на них впервые за 14 лет одержала Лейбористская партия, которая теперь получает право формировать правительство. Премьер-министром страны становится 61-летний лидер лейбористов Кир Стармер. Премьер Великобритании и глава Консервативной партии Риши Сунак заявил, что покидает пост главы кабинета. Он признал поражение консерваторов и поздравил Стармера.
Как свидетельствуют промежуточные итоги подсчета голосов, лейбористы победили в 331 из 650 избирательных округов Великобритании и получили соответствующее количество мандатов в Палате общин, нижней палате парламента. При этом для достижения парламентского большинства необходимо получить 326 мандатов. То есть победа лейбористов безоговорочная.
Правившая до последнего момента Консервативная партия, как и прогнозировалось, потеряла почти 70% принадлежавших мандатов и получила только 72 места в Палате общин. При этом парламентских мандатов лишились 11 из 30 членов кабинета Риши Сунака. Третье место заняли "Либеральные демократы", получившие 45 мандатов в Палате общин.
По закону нынешнее правительство должно было назначить выборы до января будущего года. И назначение голосования на 4 июля стало большой неожиданностью для экспертов, которые полагали, что "Сунак не осмелится предстать перед избирателями без крайней необходимости". Однако логика в решении Сунака была. Перспективы консерваторов были не очень радужными. Опросы общественного мнения показывали, что партия "Тори", находящаяся у власти уже 14 лет, потерпит поражение. Согласно предварительным опросам, оппозиционные лейбористы опережали ее примерно на 20 процентных пунктов.
Откуда такой расклад? Население Британских островов кране недовольно экономической ситуацией. По данным Управления национальной статистики, британская экономика показывала падение еще во второй половине 2023 года, и к началу текущего года выход из рецессии был под вопросом. ВВП на душу населения не рос с начала 2022 года. И это было самым продолжительным непрерывным экономическим падением в Великобритании за последние 70 лет.
Однако к весне в экономике страны наметились положительные сдвиги. В частности, к маю впервые за три года инфляция вернулась к целевому показателю в 2 %, снизившись с 11,1%, что было максимальным показателем за последний 41 год. Именно эти экономические подвижки дали Сунаку надежду, которую консерваторы попытались вселить и в британцев в ходе предвыборной кампании. Сегодня не ясно, каковы будут экономические результаты деятельности правительства к концу года и не станет ли хуже. И потому из всех плохих вариантов Сунак выбрал наименее плохой - тот, который предполагал хоть какую-то вероятность победы его партии на выборах.
Сунак рискнул, но чуда не случилось. На избирателей не повлияли даже предвыборные "пугалки" Сунака по поводу вероятной победы лейбористов, которые, придя к власти, мол, еще больше осложнят ситуацию в экономике. Сунак заявил, что "правительство лейбористов повысит налоги, затруднит восстановление экономики и сделает Британию более уязвимой в период геополитической напряженности".
Между тем, многие однопартийцы Сунака имеют и другой взгляд на причину объявления Сунаком досрочных выборов. Они полагают, что Сунак "просто понял, что игра окончена" и что это была его попытка "уйти красиво". Исходя из опросов общественного мнения, руководство "Тори", конечно, могло предположить, что большинство населения Великобритании будет голосовать не столько за лейбористов, сколько против консерваторов вне зависимости от их обещаний. То есть голосование британцев было протестным. Как пишет американская The New York Times, британцы говорят, что сейчас их страна живет хуже, чем когда консерваторы пришли к власти. Их недовольство касается почти всех вопросов - от экономики до образования и национальной службы здравоохранения. Совокупно все эти показатели "дают представление об упадке", пишет The New York Times.
"Многие избиратели просто хотят перемен после периода междоусобиц и потрясений при консерваторах, которые привели к смене пяти премьер-министров за восемь лет", - написало агентство Reuters. В этой связи не лишним будет напомнить, что Риши Сунак занял пост премьера в октябре 2022 года, когда законодатели выбрали его на замену совершенно несуразной и откровенно неграмотной Лиз Трасс, которая, наломав дров везде, где только можно, ушла в отставку через 44 дня после вступления в должность главы кабинета. Кстати, даже ее отставка вызвала обвал рынка облигаций и обвал курса фунта стерлингов.
До Лиз Трасс на посту британского премьера был "потерявший расческу" Борис Джонсон, чье имя связано со скандалами вокруг его эксцентричной персоны, в частности, с вечеринкой, которую он устраивал для друзей в своей резиденции в момент всеобщего карантина во время пандемии. "Джонсон разрушил репутацию честной партии, а Трасс подорвала ее давний экономический авторитет, предоставив Сунаку управлять кораблем", - с горькой иронией написало агентство Reuters. И потому в нынешний провал консерваторов свою большую "лепту с отстроченным действием" внесли и Борис Джонсон, и Лиз Трасс. А Риши Сунак принял управление уже тонущим судном.
Тем не менее, что обещает уже фактически новый британский премьер Кир Стармер? Его предвыборная кампания была построена на односложном слогане - "Перемены" (Change). Он опирался на недовольство населения по поводу перегруженности государственных служб, в частности в системе здравоохранения, и падения уровня жизни. Но у Стармера, как считают эксперты, будет мало рычагов воздействия на экономику, поскольку налоговое бремя достигнет самого высокого уровня с 1949 года, а чистый долг страны почти эквивалентен годовому объему экономического производства. Стармер постоянно предупреждал, что он не сможет быстро что-либо исправить, и его партия уже работает над привлечением международных инвесторов для помощи в решении экономических проблем Великобритании. Это говорит о том, что внутренние ресурсы Великобритании для выхода из кризиса крайне ограничены.
Надо особо отметить, что предвыборные манифесты всех ведущих политических групп Великобритании - консерваторов, лейбористов, либеральных демократов и даже партии "Реформа Великобритании", - которые получили в совокупности около 90% голосов на нынешних выборах, во многом очень похожи. Все они говорят, что налоги для работающих граждан не будут увеличиваться или будут сокращены, обещают положить конец кризису в национальной службе здравоохранения и обязуются придать импульс экономике, которая в последние годы отставала от своих основных европейских конкурентов.
Тем не менее, эксперты в области экономики убеждены, что в обещаниях двух ведущих партий – Консервативной и Лейбористской – не содержится всей правды. Базирующийся в Лондоне Институт фискальных исследований (The Institute for Fiscal Studies) обвинил эти две основные партии в "заговоре молчания". Что имеется в виду? Эксперты этого аналитического центра поясняют, что обе партии используют отсутствие у британских избирателей глубоких знаний о налогах и расходах и в целом об управлении экономикой. Например, лейбористы полагаются лишь на предположения "героического роста" в экономике. А консерваторы делают ставку на "неопределенные" сбережения от планируемого сокращения расходов на социальное обеспечение. То есть планы и тех и других, образно говоря, построены на песке, и мало избирателей, кто это понимает.
В этом контексте американское агентство Bloomberg накануне выборов в Великобритании писало, что "на самом деле, кто бы ни победил, он может оказаться перед жестким выбором между повышением налогов, увеличением заимствований или дальнейшим сокращением государственных услуг, и без того испытывающих трудности". Так что, смена правящей партии ничего реально существенного британцам не несет.