Новый состав правительства Франции утвержден и объявлен после нескольких недель напряженных консультаций. Список министров огласил глава администрации президента Франции Алекси Колер.
Глава правительства Мишель Барнье был назначен на пост премьера 5 сентября, на формирование нового кабмина ему потребовалось более двух недель. Это происходило на фоне сложной политической обстановки в стране после досрочных выборов в Нацсобрание, где ни бывшее правящее большинство, ни оппозиционные правые и левые силы не смогли получить абсолютного большинства. При этом прошлое правительство Габриэля Атталя было формально отправлено в отставку более двух месяцев назад, однако его министры продолжали выполнять свои функции до сегодняшнего дня.
Первую проверку на прочность правительству предстоит пройти 1 октября, когда новый премьер планирует изложить свою политическую программу перед депутатами Нацсобрания. В то время как Барнье формально не обязан предлагать парламентариям проголосовать по вопросу доверия его правительству после своей речи, представители левой коалиции "Новый народный фронт" уже объявили о намерении выразить ему недоверие. Правые из "Национального объединения" могут сыграть решающую роль в этом вопросе, однако их лидеры, в том числе Марин Ле Пен, ранее заявили, что не готовы со старта бойкотировать новый кабмин, если только Барнье не объявит о планах по повышению налогов.
Ле Пен считает новое правительство Франции "переходным" и далеким от ожиданий французов. Соответствующее мнение она опубликовала в X (ранее Twitter).
Основатель левой партии "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон считает, что у нового правительства Франции нет будущего, и призывает к скорейшей отставке его участников. "Актерский состав нового фильма-катастрофы Макрона раскрыт, - написал он в X (ранее Twitter). - У этого объединения нет ни легитимности, ни будущего. Мы должны избавиться от него как можно скорее".
"Это не новое правительство, а реорганизация прежнего", - написал в свою очередь в X лидер Коммунистической партии Франции Фабьен Руссель. По его мнению, вопреки продвигаемому в СМИ нарративу о разногласиях между премьером Мишелем Барнье и президентом Эмманюэлем Макроном, никакого "сосуществования" между офисом премьер-министра и главы государства нет, только "коллаборация". "Так что давайте скорее перевернем эту страницу", - заключил он.
"Реакционистское правительство в виде нецензурного жеста в адрес демократии. Встретимся на дебатах о голосовании по доверию [правительству]", - заявил в свою очередь лидер Социалистической партии Оливье Фор.
Между тем рейтинг президента Франции Эмманюэля Макрона достиг самого низкого показателя с 2018 года, когда в стране, в частности, проходили протесты "желтых жилетов". Об этом сообщила газета Le Journal du Dimanche (JDD) со ссылкой на данные опроса Французского института общественного мнения (Ifop).
Деятельность Макрона на посту президента одобряют 25% опрошенных, тогда как 75% участников исследования ею не довольны. Опрос проводился с 11 по 20 сентября 2024 года, в нем приняли участие 2 098 человек в возрасте старше 18 лет.
Как отмечает издание, Макрона упрекают в роспуске парламента, что, по мнению опрошенных, "сделало Францию неуправляемой". Помимо этого, его сторонники считают, что Макрон "не принял во внимание выбор граждан", назначив представителя правых Мишеля Барнье на пост премьер-министра, тогда как на внеочередных парламентских выборах первое место заняли левые. Кроме того, опрошенные отметили "его непропорциональное эго, которое все испортило".
По мнению главы Ifop Фредерика Даби, слова которого приводит JDD, ситуация с роспуском парламента будет оказывать влияние на имидж Макрона еще долго.
Что касается главы правительства, то им недовольны 55% респондентов, несмотря на то что его правительство еще не начало работу. "Речь идет не о личности Барнье, а об обстоятельствах его назначения, которые вызывают недовольство у все большего количества людей", - отметил Даби.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров отмечает в этой связи, что «вопрос об устойчивости нового правительства возникает не только у журналистов, но и у самого правительства и политического класса Франции. Не то что абсолютного большинства, но и просто большинства в нижней палате парламента у данного правительства нет. Это первый случай в истории 5-й Республики, когда образовано правительство, которое не опирается на большинство в Национальном Собрании страны. Это правительство было сформировано только потому, что республиканцы пошли на альянс с макронистами, с центристами другими словами. Благодаря этому назначили премьер-министра республиканца, но большинство в правительстве, больше половины, – это представители Макрона, и только три министра республиканцы. Поэтому это правительство очень неустойчивое, и эту неустойчивость мы ощутим уже конкретно в начале октября, когда будет начало обсуждения проекта бюджета на следующий год, что грозит столкновением различных точек зрения. В то же время, чтобы отправить правительство в отставку, потребуется согласие как крайне правых, так и крайне левых. А этого достичь непросто потому, что они ненавидят друг друга. Поэтому на этом постулате - разделяй и властвуй - держится пока правительство. Но нет гарантий, что его деятельность не вызовет вопросов в Национальном Собрании, представленном крайне правыми и крайне левыми, и которые в конце концов блокируются и решат, что это правительство не соответствует их планам на проведение в стране важных реформ. А положение в стране очень тяжелое, что признал и новый премьер-министр в одном из своих недавних выступлений».
По словам эксперта, «вряд ли Макрон сумеет в результате действий правительства выправить свой рейтинг. По сути, сейчас возникла связь президента с премьер-министром, который представляет другое партийное объединение. Поэтому рейтинг Макрона вряд ли сильно увеличится, даже если правительство устоит в ближайшие несколько недель. Многие недовольны Макроном. Поэтому как был у него рейтинг, не превышающий 30%, так он, видимо, и останется, но это тот электорат Макрона, который в любом случае при любых раскладах симпатизирует президенту».