Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, вся эта экспертно-журналистская «цыганочка с выходом» вокруг участия войск КНДР в СВО напоминает сюжет чеховского рассказа «Пересолил». Помните, там трусоватый землемер, вынужденный ехать в сумерках на телеге с тоже трусоватым, но устрашающего вида возницей, начал запугивать последнего фейками о том, что «За мной мои товарищи едут с револьверами, надо чтоб догнали!..». Это близко к ситуации, которую рисуют игривые журналисты, заявляя, что «Сырский боится спецназа из КНДР, который едет крушить ВСУ».
Какое-то ныне странное время, когда благопристойная (пусть и злая, русофобская) пропаганда на Западе на всех уровнях заменена разгулом дешевой горячечной фантазии, которую-то и фейками не назовешь! Особенно это касается возгонки международной истерии вокруг «участия регулярных войск КНДР в зоне спецоперации в составе ВС РФ на Украине». Ну, например, ГУР Украины на голубом глазу утверждало, что ВС РФ уже не только «доставили на десантных кораблях» (!?!?!?) на боевые позиции энное число солдат КНДР, но те уже даже «устанавливают северокорейские флаги» во взятых под свой контроль населенных пунктах. Еще громче прозвучала новость, что украинский спецназ смог «взять в плен и допросить северокорейского бойца». Правительство Южной Кореи на тёмно-синем глазу заявило, что Сеул может направить на Украину своих военных в помощь ВСУ. Потому что южнокорейская разведка, дескать, уже «располагает достоверной информацией» о намерениях Пхеньяна отправить в Россию 12 тысяч военных для возможного участия в боевых действиях на Украине, из которых 1,5 тысячи бойцов спецназа «уже находятся на военных базах Дальнего Востока». По мнению южнокорейских властей, их контингент может взять на себя работу «с допросами северокорейских пленных в качестве переводчиков», а также «служить инструкторами и знакомить украинцев с тактикой армии КНДР». Правда, это будет сделано при одном условии ‑ если факт присутствия северокорейских солдат в зоне СВО будет безусловно подтвержден.
До сих пор никто из западных «партнеров-союзников» киевского режима по антироссийской коалиции, как ни старался, но не смог нарыть ни единого доказательства этому факту. Политики Евросоюза, впрочем, вновь принялись хоть и не очень громко, но обсуждать варианты размещения своих воинских контингентов на Украине в том ключе, что «если корейцам можно, то почему тогда нам нельзя».
Комментарий российского президента на все эти заявления таков: Москва и Пхеньян сами решат, нужно ли и как именно применять статью Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, касающуюся оказания военной помощи. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в интервью Ольге Скабеевой для программы "60 минут" на телеканале "Россия-1".
Глава государства отметил, что речь об оказании военной помощи идет в четвертой статье документа. "Статья четвертая есть. Как мы поступим с этой статьей - это еще вопрос. Мы в контакте с нашими северокорейскими друзьями. И когда надо будет что-то решить, мы, безусловно, решим, соответствующая позиция у наших друзей из Корейской Народно-Демократической Республики есть", - указал Путин.
"Но, я хочу сказать, что это наше суверенное решение: будем мы применять что-то, не будем, где, как, нужно ли нам это или мы будем заниматься, допустим, только проведением каких-то учений, подготовкой, передачей какого-то опыта - это наше дело", - указал российский лидер.
Он сравнил эту ситуацию с решением Украины по взаимоотношениям с НАТО: "Так же, как нам все время говорят, что это дело той же Украины, как она будет обеспечивать свою безопасность - с НАТО, без НАТО".
"Пускай этим занимаются, если им так нравится. Но мне кажется, что им все меньше и меньше это нравится. И чем раньше они осознают бесперспективность такого подхода в отношениях с Россией, тем будет лучше для всех, в том числе, а, может быть, и прежде всего, для них самих", - заметил Путин.
Северные же корейцы устами заместителя министра иностранных дел КНДР Ким Чон Гю заявили, что отправка военных КНДР в Россию, если бы имела место, соответствовала бы нормам международного права. Его слова передало Центральное телеграфное агентство Кореи.
Генезис раскрутки пикантной темы российско-северокорейских отношений связан, разумеется, с событием, когда лидеры России и КНДР Владимир Путин и Ким Чен Ын в Пхеньяне 19 июля этого года подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Российский президент назвал подготовленный документ фундаментальным и отметил, что он ляжет в основу отношений двух стран на долгие годы вперед. Важно то, что Россия и КНДР договорились оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии. В 4-й статье документа сказано следующее: «В случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны одного или нескольких государств и окажется в состоянии войны, другая сторона немедленно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и в соответствии с законами РФ и КНДР, 51-й статьей Устава ООН». Фактически Северная Корея приобрела статус стратегического союзника РФ, вроде (с оговорками) Беларуси.
Огромный резонанс вызвал «секретный» визит в июле этого года в Пхеньян замминистра обороны РФ Алексея Криворучко, который курирует сферу вооружений. Наверняка дело ограничилось обсуждением возможностей, номенклатуры и объёмов поставок оружия в КНДР, но в принципе весь пакет подписанных соглашений как бы предусматривает расширение военного сотрудничества еще и на такие области, как проведение штабных и полевых учений, которые вполне можно представить, как «знакомство северокорейских военных со спецификой ведения боевых действий на европейском ТВД с армиями стран-членов НАТО», создание трансграничной военной инфраструктуры, обучение корейцев в наших военных вузах и академиях, взаимные визиты кораблей и самолетов, наконец, участие в военных парадах и организация гастролей военных ансамблей и хоров. В общем, рутина, в которой нет места участия в СВО, но широкий простор для разговоров об укреплении «проверенного временем боевого братства».
«Разговорчики в строю» по поводу специфики наших отношений с северокорейскими соседями хочется закончить историческим анекдотом. В «проклятые девяностые» власти Москвы положили глаз на территорию тихого заводика им. Красной армии (недалеко от Музея Российской армии), который чуть ли не с Гражданской войны мастерил для всей страны баяны и концертные гармони, в первую очередь для военных нужд. Заводик обанкротили, оборудование выставили на продажу. «Производственные линии» тут же купило правительство КНДР. Там и возродилась слава русского баяна, а достаточно многочисленные тамошние оркестры армейских коллективов песни и пляски получили полноценные инструменты.
Вот теперь, считай, наши гармошки в оркестре знаменитого Государственного Заслуженного хора Корейской Народной Армии наяривают культовый у корейцев марш «Один против ста», от слов которого кровь стынет в жилах Сырского и шевелятся от ужаса волосы Зеленского: «Мы выросли под крылом Великого полководца, // С девизом в груди «Один против ста». // Да, мы боевая армия, // Бесстрашно борющаяся с врагами!».